|
В 1606 г. юг и восток Русского государства были охвачены пламенем крестьянских
восстаний, которые сливались с восстаниями посадского люда в одно мощное
движение, направленное против крепостничества. Это была первая крестьянская
война в Русском государстве, расшатывавшая основы феодально-крепостнических
порядков и поэтому являвшаяся революционной войной.
На юге во главе восставших масс стал Иван Болотников, бывший крепостной князя
Телятевского. Он бежал от боярской кабалы, попал в плен к татарам, был
невольником на турецких галерах, затем оказался в Венеции, откуда пере брался в
Польшу. Возвращаясь на родину, Болотников оказался в центре движения
крестьянских масс. Большой жизненный опыт помог ему возглавить восстание. Иван
Болотников показал себя талантливым полководцем и опытным руководителем
восставших крестьян.
Все источники вождем восстания называют Болотникова, именуя его «предводителем
восстания», одним из «главных начальников лагеря восставших», «высшим
военачальником», «гетманом царя Димитрия», боярином «царевича» Петра; в «Ином
сказании» сообщается: «Начальник их полководец вор Ивашко Болотников»{82}, а
Авраамий Палицын определил его как «заводчика всей беде». [86]
Развернутую характеристику личных качеств дает Болотникову Исаак Масса, называя
его «удальцом», «отважным витязем», «отважным воином», который «отважен и храбр
на войне»{83}. Архиепископ Арсений характеризовал Болотникова «достойнейшим
мужем и сведущим в военном деле»{84}. Вследствие [87] таких качеств холоп князя
Телятевского оказался не только опытным политическим вождем восставших, но и
искусным полководцем революционного крестьянского войска.
Главной движущей силой революционной крестьянской войны являлись холопы и
крепостные крестьяне, к которым присоединялись посадские люди, стрельцы и
казаки. «Новый Летописец» в главе «О побое и разорении служивым людем от
холопей своих и крестьян» сообщает о социальном составе восставших: «Собрахуся
боярские люди и крестьяне, с ними же пристаху Украинные посацкие люди, и
стрельцы, и казаки»{85}. Беглые холопы составляли самую большую и наиболее
революционную часть войска Болотникова. Холопы бояр и служилых людей в городах
представляли собой резерв крестьянского войска. К ним обращался Болотников с
«подметными листами», призывая подниматься против своих угнетателей.
Холопы оказывались не только наиболее устойчивой частью крестьянского войска,
но и наиболее ценными в чисто военном отношении. Исаак Масса сообщает, что
«мятежники всегда одерживали победу, и они были искусные воители и отважные
воины, свободные и вольные...»{86}. Монах Палицын пишет, что в украинные земли
«отхождаху» «иже на конех обыкше и к воинскому делу искусни»{87}. Все эти
сообщения касаются беглых холопов, входивших в состав личных дружин бояр и
князей и сопровождавших их в военных походах, на смотрах и при выполнении
служебных поручений. Как правило, эти военные холопы военное дело знали лучше,
чем их хозяева.
Сложившаяся политическая обстановка в Русском государстве способствовала тому,
что к восставшим против боярско-крепостнических порядков холопам, крепостным
крестьянам и казакам присоединялись попутчики, преследовавшие свои цели. Прежде
всего это был мелкий служилый люд, вожаком которого оказался веневский сотник
Истома Пашков, выступивший «стуляны и с коширяны и с веневичи» и с примкнувшими
к ним другими «служильцами». Затем попутчиками оказались крупные рязанские
землевладельцы во главе с воеводами Григорием Сумбуловым и Прокопием Ляпуновым,
к которым присоединялись такие же, как они, дворяне-землевладельцы, недовольные
политикой боярского правительства Шуйского.
Социальная разнородность войска восставших являлась причиной его слабости. В
начальный период вооруженной борьбы, когда внутренние противоречия социальных
групп [88] войска явно не обнаруживались, попутчики способствовали достижению
восставшими успехов в ходе военных действий. Когда же борьба становилась
затяжной и выявлялась противоположность целей различных общественных групп,
попутчики «переметывались» в стан врага и предавали своих соратников. Изменение
расстановки и соотношения сил определялось основным классовым противоречием
между крестьянами и феодалами-землевладельцами, перед которым противоречия
внутри господствующего класса отступали на второй план.
Восстание началось и протекало под лозунгом восстановления в своих правах «царя
Димитрия», чудом якобы спасшегося от убийц-бояр, захвативших власть. В
начальный период борьбы этот лозунг объединял разные социальные слои восставших,
стремившихся к достижению различных целей. Выявление же действительных целей
основных боровшихся классов вело к расколам в лагере восставших.
В борьбе с восстанием, принимавшим всеобщий характер, правительство Шуйского
опиралось на родовитую знать — бояр и князей — и на церковь, являвшуюся опорой
феодально-крепостнических порядков и представлявшую собой экономическую,
политическую и религиозно-моральную силу. Немаловажную роль играла верхушка
посада, особенно богатое купечество, заинтересованное в организации
правительственной защиты их богатств от «черни».
Наиболее устойчивыми считались северные и северо-восточные районы государства,
на которые опиралось правительство Шуйского в ходе борьбы с народным восстанием.
Немаловажную роль играла политика интриг, направленная на обострение
противоречий в лагере восставших и разложение их сил.
2. Борьба за создание и расширение базы восстания (первый период войны)
Политическим центром восстания был Путивль, в котором начал свою деятельность
Болотников. Восставшие города посылали в Путивль своих представителей, а также
арестованных воевод и дьяков, отказывавшихся присягать якобы спасшемуся Дмитрию.
Из Путивля рассылались по городам «листы» с изложением целей восстания и
|
|