|
вооруженных сил, следствием чего являлись иные способы их применения в войне.
С распадом древних рабовладельческих государств центры
общественно-исторического прогресса переместились из Азии и Южной Европы в
Восточную и Западную Европу, что потребовало несколько столетий борьбы
европейских народов с Византийской империей, печенегами, половцами, арабами,
монголами, турками. В этой борьбе зарождались новая техника, новая военная
организация, новые формы военного искусства.
В феодальный период войны важное значение в развитии военного искусства имели
воины русского народа, который вел борьбу с хазарами, печенегами, половцами и,
приняв на себя.первый удар монголов-завоевателей, ослабил их силы, вследствие
чего монголы не могли осуществить плана завоевания Западной Европы;
национально-крестьянская война героического чешского народа, боровшегося за
свою независимость с немецкими феодалами; революционные крестьянские войны, в
которых закрепощенное крестьянство и городские плебеи вели борьбу с феодалами.
[20]
В борьбе за независимость своей Родины русский народ выдвинул крупных
полководцев — Святослава, Владимира Мономаха, Александра Невского, Дмитрия
Донского, военная деятельность которых способствовала достижению побед над
врагами Русского государства и развитию военного искусства.
В прогрессивных войнах феодального периода выдвинулись народные герои, среди
которых выделяются Ермак Тимофеевич в России, Ян Жижка в Чехии, Томас Мюнцер в
Германии, Жанна д'Арк во Франции и многие другие. [21]
Некоторые вопросы историографии и источниковедения феодального периода войны
Основой для научного исследования военного искусства феодального периода войны
являются труды К. Маркса и Ф. Энгельса.
«Хронологические выписки» и «Секретная дипломатия» К. Маркса раскрывают
политическое содержание многих войн феодального периода, в том числе войн
русского народа с захватчиками феодальной Европы и татаро-монголами. Правильное
определение характера этих войн позволяет выявить их движущие силы, а
следовательно, вскрыть основы развития военного искусства на каждом этапе
данного периода войны.
В статьях «Армия», «Пехота», «Кавалерия» и «Флот» Энгельс показал основные
этапы развития военного искусства феодального периода. Он кратко говорит о
времени феодальной анархии в Западной Европе, называя его «средневековым
беспорядком». По словам Энгельса, это был «совершенно бесплодный период» в
развитии тактики. Касаясь истории родов войск, следует отметить, что Энгельс
кратко говорит о некоторых особенностях фортификации до XIV в. В своей статье
«Фортификация» он исследует ее развитие в связи с появлением артиллерии.
Порох Энгельс назвал тем элементом, которому «предстояло изменить всю систему
ведения войны». В своих статьях Энгельс уделил значительное место исследованию
военного искусства XIV — XVI вв. В статье «Артиллерия» показано возникновение
артиллерии и постоянное превращение ее в третий основной род войск, вскрыты
экономические и социальные основы этого процесса, а также выявлено обратное
влияние нового мощного средства вооруженной борьбы на развитие общественных
отношений и политических форм. По данному вопросу имеется богатый материал в
рукописи Энгельса «О разложении феодализма и развитии буржуазии». [22]
Ф. Энгельс подробно исследовал Крестьянскую войну в Германии 1525 года,
посвятив этому вопросу значительный труд, в котором большое место занимают
вопросы искусства вооруженного восстания крестьянских масс и городских плебеев,
а также выявление причин поражения угнетенных классов в такой обстановке, когда
войско феодалов не имело численного превосходства. К. Маркс и Ф. Энгельс в
своих трудах затрагивали и некоторые вопросы национально-крестьянской войны
чехов.
Научным исследованием развития военного искусства рассматриваемого периода
являются и статьи Ф. Меринга — последние два раздела рецензии на труд Дельбрюка
и первые четыре раздела «Военно-исторических экскурсов». Отправляясь от
марксистского положения — вся военная организация всеми своими нитями связана с
тем общественным строем, из которого она выросла, — Меринг правильно отметил
тот факт, что уничтожение феодальной анархии означало вместе с тем и гибель
феодальной военной организации. Хорошо показал Меринг и экономические основы
швейцарской военной организации, но историческую роль «военной силы гуситов» он
принизил. Исследование экономических и политических основ стратегии в войнах
этого периода является несомненной его заслугой. Однако Меринг пытался
обосновать дельбрюковскую схему двухполюсной стратегии и, опираясь в своих
теоретических выводах на Клаузевица, переоценил его.
Для военной историографии важное значение имеют методологические основы
источников данного периода войны. За несколько веков (VII — XVI вв.) эти основы
претерпели существенные изменения.
В период феодальной анархии и безраздельного господства католической реакции
наука была загнана в монастырские кельи. Военных теоретиков интересовали лишь
вопросы нравственного и физического воспитания рыцаря. Господствовавшие в
средневековой философии схоластика и догматизм исключали возможность
исследования современной боевой практики. К тому же феодалы не были
заинтересованы в широком распространении военных знаний.
Зарождение капиталистического способа производства определило возникновение
нового, прогрессивного для того времени класса буржуазии. Центрами развития
производства и торговли были возрождавшиеся города, ставшие также и центрами
буржуазной культуры. Этот процесс начался в Италии, а затем распространился на
ряд других государств Западной Европы. В истории этот период называют эпохой
Возрождения, что, однако, неполно выражает сущность данного процесса, так как
|
|