Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Разин Евгений Андреевич :: 2. Разин Евгений Андреевич - История военного искусства. Том 2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 248
 <<-
 
масштабе и впервые проводилось разделение труда внутри одной профессии. 
Именно поэтому для выяснения некоторых чисто военных вопросов и определения их 
внутреннего содержания можно прибегать к аналогиям с развитием производства, 
тем более с развитием промышленности. «Возможно ли, — писал К. Маркс, — лучшее 
подтверждение нашей теории, что организация труда определяется средствами 
производства, чем развитие промышленности, направленной на истребление 
людей?»{9}. Здесь следует сказать несколько слов о точности перевода. К. Маркс 
выражает свою мысль одним сложным термином, который имеет определенный смысл. 
Он говорит не о промышленности, «направленной на истребление людей» (при таком 
Переводе не ясен смысл фразы), а о войне, как своего рода «человекоубойной 
промышленности» (der Menschenabschlachtungsindustrie). Приведенный выше перевод 
не точно передает мысль К. Маркса, которая, в частности, подтверждает 
допустимость аналогий в области способов организации промышленности и способов 
организации ведения войны. Производство и война имеют общественный характер, 
что дает возможность применить научную аналогию в некоторых однопорядковых 
вопросах, в частности в вопросе способов организации одной и другой 
общественной деятельности. 
По аналогии с периодизацией развития способов организации промышленности можно 
определить периодизацию развития способов организации ведения войны. На этой 
единой основе определяются четыре периода в развитии военного искусства: 
рабовладельческий или ремесленный (в первом томе наименование дано в 
сокращенной транскрипции), феодальный или цеховой, мануфактурный и машинный. 
[18] 
В рабовладельческом обществе способ организации промышленности носил 
ремесленный характер. Ремесло основано на ручном труде при отсутствии 
технического разделения последнего. 
Способы организации ведения войны также имели ремесленный характер. 
Следовательно, начальный период в развитии военного искусства можно 
характеризовать как рабовладельческий или ремесленный период. Оружие 
производилось собственным попечением воинов, а затем за счет государства в 
ремесленных мастерских. «Человекоубойная промышленность» основывалась на 
использовании мускульной силы человека и животных даже при применении военных 
машин. Отсутствовало техническое разделение «труда» в боевой деятельности. 
Стратегические формы были примитивны, разделение боевых функций в тактике 
находилось в зачаточной стадии и касалось лишь двух родов войск в целом (пехоты 
и конницы). 
Следует различать феодализм как общественно-экономическую формацию и способы 
организации промышленности на различных ступенях его развития. Таковыми были 
феодальный или цеховой, а затем мануфактурный способы организации 
промышленности, начало появления которого К. Маркс относит ко второй половине 
XVI в. Основой феодальной или цеховой организации промышленности был также 
ручной труд ремесленника при наличии уже усовершенствованной примитивной 
техники и разнообразия операций труда в процессе изготовления предмета в целом. 
Организаторами производства являлись цеховые мастера. Существовало строгое 
разделение труда между цеховыми корпорациями, представлявшими собой сословные 
организации ремесленников одной отрасли промышленности (оружейной, сапожной и 
др.). Цехи являлись узкими, замкнутыми в пределах своей профессии, 
организациями. Промышленность была раздроблена вследствие цеховой ее 
организации. 
По аналогии с феодальным или цеховым способом организации промышленности 
способы организации ведения войны также имели цеховой характер. В феодальный 
или цеховой период войны дружины феодалов, а затем отряды кондотьеров, 
ландскнехтов, швейцарских и других наемников представляли собой строго 
замкнутые цеховые корпорации. Рыцарь или князь, а затем кондотьер являлись 
своего рода цеховыми мастерами, организаторами своих отрядов — цеховых 
корпораций. Физическая сила отдельного воина была основой его искусства в бою, 
где он действовал холодным ударным оружием — мечом, копьем, секирой, булавой. 
Даже при изобретении огнестрельного оружия, когда стала применяться сила 
пороховых газов, исход боя все еще решали пикинеры. Производство и боевое 
применение нового оружия носило цеховой [19] характер. Рода войск, особенно 
новые (артиллерия, аркебузеры и пищальники, инженерная часть), являлись 
цеховыми корпорациями. 
Военные корпорации были узкими, замкнутыми в пределах своей профессии 
организациями частнопредпринимательского характера. Следствием всего этого было 
раздробление военного дела между феодалами или князьями, затем отрядами 
наемников, а далее цеховая замкнутость родов войск. На войне феодалы, а затем 
цеховые корпорации наемников выдвигали свои требования и заставляли 
командующего исходить прежде всего из этих требований в решении стратегических 
задач. Боевая деятельность войск носила цеховой характер. 
Феодальный пли цеховой период войны продолжался примерно с VII — VIII пв. 
(дружины племенных вождей, своего рода цеховые корпорации) по XVI в. 
включительно.
Первый этап феодального периода войны — военное искусство вооруженных 
организаций племенных объединений славян, арабов, франков, монголов и турок, а 
также военное искусство в период феодальной анархии в Европе и Азии; второй 
этап — военное искусство вооруженной организации феодальных монархий в период 
их складывания и утверждения, а также развитие военного искусства в 
национальных и крестьянских войнах. Следовательно, внутри феодального или 
цехового периода воины развитие военного искусства рассматривается в связи с 
изменением политических форм классового господства, определявших изменение 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 248
 <<-