Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Разин Евгений Андреевич :: 2. Разин Евгений Андреевич - История военного искусства. Том 2
<<-[Весь Текст]
Страница: из 248
 <<-
 
В результате разложения родового строя у славян возникла сельская община с 
индивидуальной обработкой земли и периодическими ее переделами. Эта сельская 
община, во многом походившая на первобытную германскую марку, в северной части 
древнерусского государства называлась термином «мир», в южной части — «вервь». 
Энгельс отмечал не только сходство, но и различие сельских общин у различных 
народов, считая, что это определяло особенности тех или иных государственных 
форм. Сельская община славянских племен характерна отсутствием частной 
собственности на землю, которая в процессе разложения родового строя не 
превратилась в товар. Славяне строили города, и поэтому их племена не 
растворились в союзе мелких сельских общин, как германские племена. В городах 
были развиты ремесла и торговля. Города, являвшиеся политическими, торговыми и 
культурными центрами, способствовали развитию экономических, политических и 
культурных связей славянских племен и их объединению как путем организации 
добровольных союзов, так, и в особенности, путем войн. 
В период разложения родового строя выделялась родовая и племенная знать славян, 
которая сосредоточивала в своих руках богатства. На другом полюсе находились 
рабы из военнопленных. Патриархальное рабство древних славян не превратилось в 
рабовладельческий способ производства. Главную массу населения составляли 
смерды — незакрепощенные земледельцы сельских общин. 
Родовой строй славян, по словам Прокопия, знал «народоправство» и являлся, как 
отмечал Ф. Энгельс, «самодействующей вооруженной организацией населения»{35}, т.
 е. вооружен был весь народ. В процессе разложения родового строя возникла 
военная демократия, органами которой у древних славян были вече, совет старцев 
и военачальник — князь, имевший дружину, которая сначала являлась временной 
организацией, а затем превратилась в его личную вооруженную силу. С помощью 
этой силы князь узурпировал власть и упразднил демократическое устройство. [56] 

В период многочисленных войн и длительных походов власть князя возрастала, 
большая часть добычи попадала в его руки и в руки племенной знати, на которую 
он опирался. На покоренные племена князь накладывал дань, за которой со своею 
дружиною холил регулярно; это называлось хождением в «полюдье». Во время сбора 
дани князь выполнял судебные функции. Так возникла публичная сила, отделенная 
от народа, предназначенная в первую очередь для ограбления своего собственного 
народа. 
Каждое славянское племя имело свою определенную территорию. 
Публичная власть, не совпадавшая непосредственно с населением и представлявшая 
собой вооруженную силу, и территориальное деление населения — эти две 
отличительные черты государства имелись в IX в. уже как в Новгородской, так и в 
Киевской землях — северном и южном центрах славянских племен на торговом пути 
«из варяг в греки». Возникло учреждение, которое увековечивало разделение 
славян на классы и обеспечивало право имущего класса на эксплуатацию неимущих. 
Дружины славянских вождей явились средством уничтожения старинной народной 
свободы и возникновения княжеской власти. 
Форма государственной власти, по словам Энгельса, обусловлена той формой, 
которую имеют к этому времени сельские общины. У русских «в период, когда 
община обрабатывает землю сообща или, по крайней мере, передает во временное 
пользование отдельным семьям, где, таким образом, еще не создалась частная 
собственность на землю, — там государственная власть появляется в форме 
деспотизма»{36}. Чем больше упрочивалась власть князя, тем меньшую роль играло 
вече. 
Деспотизм усилился в тот период, когда политическим центром древнерусского 
государства стал Киев. Олег именовал себя «великим князем русским»; княжеская 
власть стала наследственной. «Великий князь» управлял своими землями при помощи 
«светлых и великих князей и великих его бояр», из которых назначались 
«посадники» в города. Опорой была местная племенная знать. Появились 
должностные лица, например «бирники» для сбора штрафов. 
Великие князья древнерусского государства имели личные земельные владения — 
пахотные, охотничьи, рыболовные. Свободные, захваченные или отчужденные земли 
они раздавали своим князьям и боярам — советникам и дружинникам. Так, в 
частности, возникла крупная частная земельная собственность, способствовавшая 
классовому расслоению, требовавшему дальнейшего укрепления государственной 
власти. [57] 
В IX в. новгородским славянам пришлось столкнуться с дружинами 
норманнов-варягов. Норманны не раз совершали разбойничьи набеги на новгородские 
земли. Отрывочные сообщения летописи позволяют видеть, что во второй половине 
IX в. новгородцы во главе с Вадимом Храбрым сначала одолели варягов, но потом 
«уби Рюрик, варяжский предводитель, Вадима Храброго, и иных многих изби 
новогородцев, советников его». Захват Рюриком власти в Новгороде совсем не 
означал, как это утверждают сторонники норманской теории, полного изменения 
всей жизни Новгорода. Наоборот, если Рюрик и захватил власть в Новгороде, то 
варяжские предводители слились с местной знатью, восприняли славянскую культуру 
и военное искусство славян. 
Главным политическим событием истории Руси IX века следует считать объединение 
древнерусских земель в одно могучее древнерусское государство — «империю 
Рюриковичей», как назвал его Маркс. Произошло это около 882 г., когда столица 
древнерусского государства была перенесена в Киев. Одной из основных причин 
перенесения столицы явилось то, что Киев был ближе к богатой Византии и к 
другим южным и западным странам. Владея Киевом, можно было держать в подчинении 
и Новгород. 
Так складывалось огромное государство, границы которого в XI в. на севере 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 248
 <<-