|
славяне, а богатыми наследниками своих предков, которые в течение многих веков
создавали основы военного искусства.
Буржуазные военные историки не интересовались возникновением и развитием
военного искусства древних славян. Большинство их считало, что общественное и
политическое устройство славян сложилось под влиянием Византии и норманнов.
Наиболее широкое хождение имела так называемая норманская теория, созданная
идеологами немецких милитаристов. Сторонники этой антинаучной теории утверждали,
что политическое устройство, культура и военное искусство славян имеют
норманно-германское происхождение, что только с появлением варягов-норманнов у
восточных славян возникло сильное государство. Исторические факты опровергают
эту теорию.
Во-первых, славянские племена известны за много столетий до появления
варягов-норманнов и существования Восточной Римской империи; творцы норманской
теории исключали тысячелетний период жизни славян — период родового строя,
процесс его разложения, возникновения военной демократии и союзов племен.
Во-вторых, первые славянские государства возникли не в результате появления
варягов-норманнов и не под влиянием Восточной Римской империи, а как неизбежное
следствие возникновения у славян классов и классового общества, а также в
результате борьбы славян с внешними врагами, в частности, с варягами-норманнами
и с Восточной Римской империей. В-третьих, у славян [53] военное искусство
возникло раньше, чем у норманнов и Византии, и даже оказывало влияние на тех и
других, особенно на византийскую армию.
Буржуазные историки (Дельбрюк, Митчел и другие) просто не упоминают о военном
искусстве древних славян, хотя тщательно собирают все, что характеризует
военное искусство древних германцев, англо-саксов, норманнов. Такая
односторонняя разработка истории военного искусства влечет за собой искажение
действительного исторического процесса.
Лженаучная норманская теория нашла своих последователей и среди русских
историков. Так, историк Погодин и его «школа» в основу своих писаний положили
«теорию норманского происхождения Руси», по которой общественное и политическое
устройство древней Руси и военное искусство славяне заимствовали у
варягов-норманнов в VIII — IX вв.
К «школе» Погодина следует отнести и русского военного историка Голицына Н. С.,
который утверждал, что славяне ничего своего не создали в военном деле, а
военное искусство древней Руси есть результат влияния варягов, научивших руссов
воевать. Если Голицын отрицал военное искусство древних славян, то другой
русский военный историк Гейсман утверждал, что славяне были известны в V — VI
веках и что у них было «родовое устройство», при котором «люди, способные
носить оружие, соединялись по родам под начальством своих родоначальников», а
«экономическое, общественное и военное устройство славян благоприятствовало
ведению преимущественно оборонительной системы ведения войны, где каждый должен
был защищать свой род»{33}. Признавая наличие военной организации у древних
славян, Гейсман искажал характер славянского военного искусства, сводя его к
«оборонительной системе ведения войны». Он, мягко говоря, не заметил
многочисленных походов славян в пределы Римской империи и Византии; он не
заметил славянских способов ведения войны, которыми восхищался Маврикий. В
дальнейшем русское военное искусство Гейсман подчинил влиянию феодалов Западной
Европы и азиатских народов. Профессор Михневич историю русского военного
искусства начинает с конца XIV века, не упоминая вовсе о славянах и отмечая
мимоходом, что военное искусство древней Руси «имело чисто норманский характер».
Задача советских военных историков заключается в том, чтобы, выявив глубокие
исторические корни военного искусства славян, показать особенности развития
русского военного искусства и его передовой характер. [54]
Глава вторая.
Военное искусство вооруженной организации древнерусского государства
1. Древнерусское государство и его вооруженная организация
В конце VIII или в начале IX в. новгородский князь Бравлин ходил войною на
Сурож — византийскую колонию в Крыму. С «многою силою прииде к Соурожу» и
«плени от Корсоуня (Корсуня) и до Корче (Керчи)»{34}. Десять дней осаждал
Бравлин Сурож и штурмом взял город, «силою изломив железная врата и вниде в
град». Таким образом руссы, как называют источники восточных славян, овладели в
Крыму территорией от Корсуня и до Керчи. В 813 г. они же напали на Егину. Вслед
за этим отмечается поход руссов на Амастриду — город, который находился вблизи
современного Синопа.
18 июня 860 г. 200 кораблей руссов подошли к Константинополю и высадили десант.
Столица Византийской империи снова оказалась в осаде. Император Михаил III в
это время воевал с арабами в Малой Азии. Положение Константинополя было очень
тяжелым. Митрополит Фотий писал: «Те, для которых некогда одна молва о ромеях
казалась грозою, подняли оружие против самой державы их и восплескали руками,
неистовствуя в надежде взять царственный град, как птичье гнездо». Осада
продолжалась целую неделю и была снята [55] в результате переговоров с руссами
спешно вернувшегося из Малой Азии византийского императора. Крупные объединения
восточнославянских племен становились грозной силой.
Древняя русская летопись «Повесть временных лет» перечисляет многие славянские
племена, заселявшие восточноевропейскую равнину в IX в. и ранее. Сообщения
летописи подтверждаются современными археологическими исследованиями. Наиболее
сильными из славянских племен были поляне, политическим центром которых являлся
город Киев. В районе озера Ильмень жили новгородские славяне.
|
|