|
В многочисленных общих трудах по истории военного искусства средних веков
имеются разделы, охватывающие феодальный период войны. Из русских военных
историков следует отметить Задделера, Богдановича, Пузыревского, Гейсмана и
Михневича; из иностранных — Гойера, Брандта, Келера и особенно Дельбрюка. Все
они идеологи или абсолютизма, или буржуазии.
Содержание истории военного искусства средних веков иностранные и большинство
русских военных историков сводят к военному искусству западноевропейских армий.
Например, в трудах Богдановича и Пузыревского упоминается турецкая пехота и
совершенно не рассматривается русское военное искусство данного периода.
Поэтому упомянутые авторы не могли показать процесс развития военного искусства
в целом.
Все же следует выделить труд Пузыревского, который характерен обстоятельностью
анализа большого фактического материала и исследованием как тактики, так и
стратегии. Автор подчеркнул значение военного искусства гуситов, однако их
богатую боевую практику он не исследовал и рассмотрел лишь идейное содержание
устава Жижки. Боевые порядки XVI в. Пузыревский некритически заимствовал у
Рюстова, который, по утверждению Пузыревского, превосходно изучил историю
военного дела у швейцарцев по лучшим источникам. Как правильно показал Дельбрюк,
Рюстов в своем труде допустил ряд ошибок, в частности в отношении характера
боевых порядков XV — XVI вв. Пузыревский переоценил труд Рюстова. Кроме того,
он полагал, что «феодальная военная система» была «разрушена» в борьбе с
гуситами и швейцарцами. Социально-экономической основы этого процесса автор не
понял.
Конец XV, XVI и начало XVII века Пузыревский именовал «переходной эпохой от
средневекового к новому военному [28] искусству». Но XV и XVI вв. нельзя
назвать переходным периодом. В это время складывались новые
социально-экономические и технические основы дальнейшего развития военного
искусства, новый период которого начался с победы Нидерландской буржуазной
революции и с усовершенствования огнестрельного оружия. Периодизация
Пузыревского не имеет научной основы, хотя у него правильно перечислены
некоторые особенности этого времени — господство наемников, ландскнехты, новая
кавалерия, возрождение тактического искусства, увлечение огнестрельным оружием
и начало новой фортификации.
В «Истории военного искусства» Михневича раздел феодального периода войны
занимает 75 страниц текста, из которых менее одной страницы посвящено описанию
гуситских войн и пять страниц — военному искусству русских, сведенному к
Куликовской битве. По утверждению Михневича, татарский погром России должен был
вызвать в русском войске подражание военному искусству монголов. Это
неправильное утверждение лишь говорит о том, что автор явно недооценивал
русское военное искусство и преклонялся перед иностранцами. Кроме того, военное
искусство он свел к вопросам устройства вооруженных сил и тактике, не исследуя
развития стратегии.
Обстоятельное исследование военного искусства этого периода имеется в третьем
томе труда Дельбрюка — «Средневековье». Военное искусство XVI в. он исследует в
четвертом томе, названном «Новое время».
Дельбрюк подверг критике существовавшие концепции и источники. В частности, он
пытался опровергнуть утверждение о том, что у Каролингов было народное
крестьянское войско, и старался доказать, что они имели профессиональное войско
небольшой численности. Вообще немецкий историк возражал против всякой
значительной цифры, встречающейся в источниках, что влекло за собой огульное
отрицание достоверности почти всех источников.
Единой основы периодизации истории военного искусства «средневековья» у
Дельбрюка нет. В первой части он исследует «Карла Великого и его потомков», во
второй — «Завершенное феодальное государство», в третьей — «Середину средних
веков», в четвертой — «Позднее средневековье» и в пятой — «Швейцарцев». Здесь
имеется все — деятельность личности, характер государства, деление на части
периода общественного развития, деятельность нации. Нет только научной основы
периодизации, требованием которой является единство, определяющееся содержанием
данного явления. Возрастное деление (раннее, развитое и позднее средневековье)
является перенесением биологических процессов на развитие общества.
Положительной стороной третьего и четвертого томов Дельбрюка является
исследование состояния вооруженной [29] организации многих народов — франков,
арабов, швейцарцев, итальянцев, турок, чехов и немцев в особенности. О
вооруженной организации Русского государства Дельбрюк даже не упоминает.
Русское военное искусство немецкий историк игнорировал.
Недостатком этих томов труда Дельбрюка является то, что Дельбрюк не исследовал
вопросов стратегии в войнах данного периода. Хотя в «Середине средних веков»
(часть третья) третьего тома имеется четвертая глава — «Стратегия» объемом в
пять страниц (из 485 страниц текста), однако и она представляет собой лишь
общие рассуждения. История военного искусства «средневековья» сведена к тактике,
к перечню сражений, точнее, к критике источников и трудов по многочисленным
боям этого периода.
Из трудов американских военных историков заслуживают упоминания «Очерки
всемирной военной истории» Вильяма Митчела. Тысячелетнему периоду в развитии
военного искусства он отводит три главы — «Магометане», «Феодальная военная
система», «Чингисхан» (всего 69 страниц). Военное искусство у Митчела сведено
главным образом к деятельности полководцев. По книге Митчела нельзя составить
представления о военном искусстве этого периода.
Для исследования военного искусства феодального периода войны большое значение
имеют многочисленные капитальные труды по общей истории буржуазных историков,
|
|