|
хотя эти историки и излагают фактический материал на идеалистической основе. К
таким трудам можно отнести, например, многотомную «Всеобщую историю» Лависа и
Рамбо.
Из крупных работ, посвященных истории Русского государства, прежде всего
необходимо отметить труд Ломоносова «Древняя Российская история», в котором
впервые освещаются и частично обобщаются вопросы русской военной истории,
многотомный труд Карамзина «История государства Российского», «Историю России с
древнейших времен» Соловьева и «Курс Русской истории» Ключевского. Во всех этих
трудах обстоятельно говорится о военной организации и войнах, но роль военных
деятелей, как правило, оценивается с идеалистических позиций.
На научных основах общую историю средних веков, историю СССР и историю народов,
вошедших в состав Советского Союза, разрабатывают советские историки. За
последние двадцать лет советская историческая наука достигла значительных
успехов. Следует отмстить труды Грекова, Мавродина, Дьяконова, Косминского,
Сказкина, Пичета, Тихомирова, Готье и многих других. Советские историки
вскрывают действительные основы развития вооруженной организации и выявляют
движущие силы войн. Для военного историка ценный материал дает «История
дипломатии» под редакцией В. П. Потемкина, [30] где вскрыты основы и характер
внешней политики важнейших государств на различных этапах их развития.
В целом имеется богатый и уже значительно обобщенный материал для разработки
истории военного искусства феодального периода войны. Однако следует отметить,
что у нас еще нет капитальных трудов даже по истории русского военного
искусства этого периода.
Советским военным историкам предстоит решить эту задачу. [31]
лавян хранились большие запасы ячменя и проса, для обнаружения которых Маврикий
рекомендовал снаряжать солдат железными щупами. Имеются данные о том, что
славяне занимались скотоводством; археологические данные (находки удил и
стремян) свидетельствуют о развитии у них коневодства. Охота, бортничество и
рыболовство были подсобными промыслами. [35]
Славянские племена в VI в. вели оседлый образ жизни, что подтверждается
характером их занятий и устройством поселений, которые обычно находились в
лесах, болотах, посреди рек и озер. Это были городища, состоявшие из землянок
со многими выходами, чтобы в случае нападения можно было скрыться через один из
запасных ходов. Посреди рек и озер сооружались, по-видимому, свайные постройки.
Таким образом, поселения славянских племен были надежно укрыты и трудно
доступны, а поэтому отсутствовала надобность в строительстве таких
оборонительных построек крепостного типа, какие, например, сооружались в
древнем Египте, на Ближнем Востоке, в Греции и Риме.
Древние славяне умели делать «моноксилы» — лодки-однодревки, на которых они по
рекам спускались к Понту (Черному морю). На лодках славянские воины появлялись
под Корсунем в Крыму, под Константинополем и даже на Крите в Средиземном море.
По свидетельству Прокопия, склавины и анты отличались очень высоким ростом и
огромной силой. «Цвет кожи и волос у них не очень белый или золотистый и не
совсем черный, но все же они темно-красные»{12}. Древние авторы отмечают у
склавин и антов ловкость, выносливость, гостеприимство и любовь к свободе. Так,
Маврикий пишет: «Их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в
своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь,
наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково
и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в
другое охраняют их в случае надобности, так что, если бы оказалось, по
нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел
(какой-нибудь) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного),
считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не
держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но,
ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор:
желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси, или остаться там (где
они находятся) на положении свободных и друзей?»{13}
Из этого сообщения Маврикия, как и из других источников, видно, что у славян
существовала кровная месть, следствием которой являлись вооруженные конфликты
между племенами. [36]
В VI веке, о котором имеются более подробные сведения, славянские племена
находились на ступени разложения первобытно-общинного строя; развивалось
неравенство, появились знатные и богатые, которые имели рабов.
Особенностью развития славянских племен является отсутствие у них долгового
рабства; рабами были только военнопленные, да и те имели возможность выкупиться
или стать равноправными членами общины. Это было патриархальное рабство,
которое, у славян не превратилось в рабовладельческий строй.
У славян существовала родовая община, которая имела земельную собственность.
Частной собственности на землю не было и тогда, когда семья стала получать
определенное пахотное поле, так как пахотная земля периодически подлежала
переделу. Выгоны, леса, луга, охотничьи и рыбные угодья продолжали оставаться
общинной собственностью. Родовая община при наличии земельной общинной
собственности исключала возможность развития рабовладельческого способа
производства. Общественное развитие славян пошло другим путем.
По сообщению Прокопия, «эти племена, склавин и антов, не управляются одним
человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и
несчастье в жизни считается делом общим»{14}. Вече (собрание рода или племени)
было высшим органом власти. Делами рода ведал старший в роде (староста,
господарь).
Уже в конце V века стали возникать более или менее значительные объединения
|
|