Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эварт Окшотт :: Эварт Окшотт - Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения
<<-[Весь Текст]
Страница: из 63
 <<-
 
другими замками.
Внутри, как мы уже убедились, стены обшивались деревянными панелями и 
расписывались. Расположенный в Виндзоре монастырь по приказу Генриха III и под 
присмотром господина Уильяма из Уестминстера, придворного живописца, был 
расписан изображениями апостолов, а в замке в Гертфорде стены большой палаты 
были выбелены и задрапированы цветными тканями. Сто лет спустя, сразу же после 
страшного бедствия, названного в народе «черной смертью», – когда всего за 
несколько месяцев вымерла треть населения Англии – мы видим, как блистательный 
и экстравагантный Эдуард III приказывает шерифам южных графств созвать пятьсот 
каменщиков и плотников, стекольщиков и ювелиров для работы в Виндзоре и в 
церкви замка. По распоряжению короля ремесленники были одеты в красные шапки и 
ливреи, чтобы не смогли убежать и наняться на другую работу. Этот яркий наряд 
был придуман не только для того, чтобы сделать их заметными и бросающимися в 
глаза (чтобы их можно было найти и вернуть назад, если при нехватке рабочих рук 
они вздумали бы бежать из Виндзора в поисках более выгодной работы), но и для 
того, чтобы они радовались своей работе. Кроме того, эти ремесленники получали 
неплохую плату за свой труд. В 1349 году множество английских художников под 
руководством господина Хью из Сент-Олбенса, королевского живописца (преемника 
господина Уильяма из Уестминстера, королевского живописца Генриха III) начали 
покрывать стены церкви Святого Стефана в Уестминстерском дворце фризом с 
изображениями ангелов с павлиньими крыльями, а также изображениями Товия, Иова 
и сценой поклонения волхвов. Эти персонажи были нарисованы в придворных 
одеяниях того времени, фоном картин служил позолоченный гипс. Вдоль стен шли 
аркады и сводчатые галереи, уставленные золотисто-серебристыми статуями. Эти 
галереи сходились у золотой статуи Девы Марии и выполненной художником Хью из 
Сент-Олбенса картины, на которой было изображено, как святой Георгий 
представляет восседающему на троне Господу короля и его сыновей.
К середине XIII века наряду с щедрой роскошью украшений большое распространение 
получают камины, переставшие быть редкостью, как в палатах Ардрского замка XII 
века, в котором – с удивлением отмечали современники – «разводили огонь». 
Камины были во всех жилых помещениях всех королевских замков Генриха III. Но 
даже при этом холод оставался вечной проблемой. Мы читаем о леди Джоан Беркли, 
жившей в эпоху Генриха III, которая «в свои преклонные лета сама пилила поленья 
и сучья, для чего купила множество изящных пил». Определенно, это тоже способ 
поддержания тепла, хотя вид пожилой леди, пилящей дрова, надо сказать, 
несколько шокирует.





Рис. 5.
Один из каминов круглой башни замка Конисборо; XII век.



Среди слуг и челяди в таких домах всегда находилось много мальчиков разных 
возрастов, которых выбирали среди детей воинов и благородных дам. Для обучения 
и воспитания такого рода обычно отбирали мальчиков в возрасте семи-восьми лет. 
Сначала они были пажами и учились помогать по хозяйству в замке, как правило, 
под присмотром женщин, но очень скоро такого мальчика начинали приучать к 
выполнению тех обязанностей, какие будут возложены на него как на оруженосца: 
работе на конюшнях, псарнях, в вольерах с охотничьими соколами своего господина 
и в арсенале. Надо было многому научиться в деле ухода за лошадьми, собаками и 
охотничьими птицами. В арсенале паж учился не только тому, как ухаживать за 
доспехами и оружием, но и тому, как их делали и как надо их ремонтировать и 
чинить. Это обучение было не только теоретическим, но и сугубо практическим. 
Например, паж обучался верховой езде – не только умению сидеть в седле и ездить,
 но он также учился управлять боевым конем во время поединков и в сражении. Паж 
должен был узнать повадки различных животных, на которых охотились – не ради 
развлечения, а ради добычи пропитания. Он учился обращению с различными видами 
оружия и привыкал носить тяжелые доспехи. Иногда пажей начинали приучать к 
ношению лат с восьми лет. В оружейной комнате каждого замка были маленькие 
сбруи для мальчиков разных возрастов. (До сих пор сохранились несколько 
образцов таких маленьких доспехов, правда, все они были изготовлены позже, уже 
не в Средние века. Однако до нашего времени сохранились мечи малых размеров – 
некоторые из них были изготовлены не позже 1250 года. Одни годились для 
мальчиков семи-восьми лет, другие, имея большие размеры, – для мальчиков десяти 
– двенадцати лет. Когда пажу исполнялось тринадцать – четырнадцать лет, он 
становился достаточно сильным, чтобы управляться со «взрослым» оружием.) Потом 
паж начинал носить доспехи и упражняться с оружием ежедневно, чтобы его мышцы 
приучались к весу лат, а ум и тело были готовы к ограничениям, которые 
накладывает вооружение на способность двигаться. Не то чтобы эти доспехи были 
очень тяжелыми или слишком сильно стесняли движения – вовсе нет. В доспехах 
можно было двигаться почти так же свободно, как и в обычной одежде, но 
выработка привычки носить латы и вооружение с самого нежного возраста приводила 
к тому, что, когда пажу исполнялось четырнадцать лет и он становился сквайром 
(оруженосцем), этот молодой человек чувствовал себя в доспехах столь же уютно, 
как в собственной коже.
Помимо этого паж должен был научиться множеству и других самых разнообразных 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 63
 <<-