Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эварт Окшотт :: Эварт Окшотт - Рыцарь и его замок. Средневековые крепости и осадные сооружения
<<-[Весь Текст]
Страница: из 63
 <<-
 
отправлялись в замок из Лондона, а также о садах, устроенных внутри стен замка. 
В свитках можно прочесть и об усовершенствованиях, введенных им в обустройстве 
замка в Винчестере, – вокруг главного здания была устроена живая изгородь, 
ремонтные работы были произведены в домовой церкви, на кухнях и в помещении для 
королевских соколов. Покои короля были расписаны, и, помимо этого, выстроена 
часовня для жены его старшего сына. В Ноттингеме, в замке, подаренном младшему 
и любимому сыну Генриха II, Иоанну (Джону), за период с 1180 по 1183 год были 
построены новое здание и покои. Возле замка устроили также паперть (место для 
раздачи милостыни), в замке поставили клетки для соколов, во дворе были разбиты 
сады и парк. Похоже, что Генрих очень любил сады, один был разбит напротив окон 
его покоев в Арундельском замке, чтобы король мог любоваться им из окна. Король 
Иоанн, в противоположность отцу, больше интересовался кухнями; в замках 
Мальборо и Лудгерсхолл были кухни с очагами такой величины, что в них можно 
было жарить одновременно туши двух или трех быков.

Во время долгого царствования сына Иоанна, Генриха III, были сделаны 
значительные улучшения в обустройстве жилых помещений королевских замков. 
Король Генрих был большим знатоком и покровителем искусств – реконструкция 
Уестминстерского аббатства служит доказательством его хорошего вкуса – и одним 
из самых привередливых наших монархов в том, что касалось личного комфорта и 
роскоши. Его любимый замок, Уинчестер, был весьма изящно украшен. Он выстроил 
там прекрасное главное здание, до сих пор сохранившееся в том виде, в каком оно 
осталось после Генриха, – все трещины были заделаны, роспись оживлена, трон на 
помосте заново выкрашен, а также обновлена настенная роспись за троном. В 1250 
году Генрих приказал шерифу Гемпшира проследить за росписью своей домовой 
церкви и вымостить полы плитами; в покоях украсить стоящий возле кровати стол 
изображениями «стражей Соломонова ложа», выложить полы в спальнях короля и 
королевы плитками и вставить деревянные рамы в окна галереи домовой церкви 
королевы, а также выкрасить стены в ее покоях зеленой краской, оснастить их 
новыми подсвечниками, а на месте вознесения молитв написать «Величество» и 
украсить позолоченными образами для усиления религиозного рвения королевы. 
Кроме того, по приказу короля между кухней и главной башней было устроено 
помещение для распорядителей, так в те времена называли людей, отвечавших за 
приготовление пищи и сервировку королевского стола. Помимо этого была выстроена 
кордегардия
[2]
для рыцарей, в которой король приказал изнутри, для тепла, полностью обшить 
деревянными панелями холодные каменные стены. Этот стиль обшивки стен широко 
применяли вплоть до середины XIX века, и в наше время можно видеть множество 
домов – больших и малых – с комнатами, обитыми деревянными панелями. Несколько 
таких помещений, относящихся к XVII и XVIII столетиям, можно видеть в 
лондонском Музее Виктории и Альберта, и если отвлечься от некоторых 
декоративных нюансов, то деревянная обшивка их стен весьма напоминает обшивку 
кордегардии в Уинчестере времен Генриха III. Этот способ отделки каменных стен 
замковых помещений получил широкое распространение во второй половине XIII века,
 так как в платежных свитках времен Генриха III мы все чаще и чаще находим 
упоминания о нем. В 1239 году, после рождения своего старшего сына (будущего 
короля Эдуарда I), он приказал управляющему Уиндзором «устроить так, чтобы 
покои нашего сына Эдуарда были обшиты деревом и чтобы были вставлены железные 
перекладины в окна упомянутых покоев». Не стоит воображать, что такие комнаты 
были темными и мрачными; в большинстве средневековых помещений, которые мы 
наблюдаем в настоящее время, деревянная обшивка стен просто потемнела от 
времени. Из свитков мы узнаем, что обшитые стены обычно красили. В замке 
Мальборо покои королевы были «обшиты деревом и выбелены», а одну из комнат в 
Виндзоре было приказано «выкрасить в зеленый цвет и декорировать золотыми 
звездами».

Большим спросом пользовались и стеклянные окна. В замке Мальборо были 
застеклены окна домовой церкви королевы, стеклянные окна в других ее покоях 
были расписаны голубями. В 1236 году, когда Генрих женился на Элеоноре 
Провансской, в Виндзоре были заново украшены покои будущей королевы; в два окна,
 выходившие в сад, были вставлены стекла и навешены ставни, которые 
«открывались и закрывались», а на стекле окна комнаты, расположенной в щипце, 
изобразили генеалогическое древо Христа. И всюду было буйство цвета; когда 
сегодня мы смотрим на довольно тусклые стены аббатств или соборов, то можем и 
не понять, что, когда эти здания были новыми, они сверкали яркими красками и 
внутри и снаружи. Каждая деталь скульптур буквально светилась красным и синим, 
зеленым и желтым, а каждая поверхность сияла листовым золотом. Западный фасад 
построенного в царствование Генриха III Уэльского собора с его многочисленными 
арками, колоннами и статуями святых, мучеников и королей красив и великолепен 
до сего дня красотой золотистого камня и игрой света и тени на скульптурах и 
аркадах. Но как это здание выглядело в 1250 году? Каждый его кусочек был 
выкрашен – плоские детали стен были белыми, а каждая колонна, капитель, арки и 
все статуи были выкрашены разными цветами и позолочены.
Эта страсть к цвету ни в коем случае не ограничивалась церквами, так как замки 
украшались точно таким же образом. Почему, как вы думаете, самая большая башня 
Лондонского замка называется белым Тауэром? Это теперь он мрачный и темно-серый,
 и белизна сохранилась только на углах, где из-под слоя копоти выглядывают 
белые камни; однако в Средние века стены регулярно мыли – отчасти для красоты, 
отчасти же для того, чтобы сохранить камень. Вероятно, так же ухаживали и за 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 63
 <<-