Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эварт Окшотт :: Эварт Окшотт - Рыцарь и его доспехи. Латное облачение и вооружение
<<-[Весь Текст]
Страница: из 51
 <<-
 
человек — даже тренированный — вскоре уставал, если ему приходилось очень долго 
двигаться таким образом. Конечно, наши предки учились владеть оружием и носить 
доспехи с самого раннего возраста, но никто не ожидал от них, что они постоянно 
будут ходить или бегать в железных латах. Полное латное облачение использовали 
только в конном строю, когда основную тяжесть доспехов несла лошадь, которая и 
служила источником энергии и движущей силой. Но даже и при таком условии 
настоящий воин должен был самостоятельно садиться в седло с земли, не прибегая 
к стременам, в полном боевом облачении. Король Англии Эдуард I был известным 
мастером этого дела (говорят, что он был большим любителем садиться на лошадь с 
земли без посторонней помощи); тем же славился его более известный преемник 
Генрих V.
Большая часть английских доспехов, изготовленных до 1550 года и представленных 
в собраниях даже крупных национальных музеев, являются сборными, хотя некоторые 
все же сохранились до наших дней в полном виде и не уступают качеством 
облачению Шотта. Например, доспехи Генриха VIII, как экземпляр из лондонского 
Тауэра, так и из Виндзорского замка, являются блистательными образцами доспехов,
 целиком сохранившихся до наших дней. Доспехи Виндзорского замка стоят на 
лестничной площадке, и, поднимаясь к ним по ступенькам, вы можете легко 
представить себя самого стоящим и, возможно, трепещущим, перед самым 
царственным из английских королей (рис. 2). В лондонском Тауэре хранятся также 
несколько доспехов, изготовленных в королевских мастерских в Гринвиче для 
известных аристократов эпохи Елизаветы I, но на самом деле все эти латы имеют 
позднее происхождение и не являются по-настоящему средневековыми. На поиски 
целиком сохранившихся доспехов, которые были боевым облачением, а не частью 
придворного костюма, нам следует отправиться на континент. Там можно найти 
полностью сохранившиеся сбруи, датируемые периодом с 1420 до 1550 года. Это 
великолепные образцы, отполированные и сияющие, но украшенные, словно боевыми 
шрамами, зазубринами и вмятинами, полученными в сражениях.

То, чего недостает в сохранившихся до нашего времени доспехах, с лихвой 
восполняется могильными изваяниями, скульптурами и живописными полотнами. 
Например, лежащее на могильной плите, словно рыба на противне, выполненное из 
белого камня изваяние рыцаря, кажется просто воплощением смерти, но оно 
небезынтересно с исторической точки зрения. Почти в каждом случае на такой 
статуе точная копия тех доспехов, какие носил при жизни лежащий под плитой 
человек. Рисунки из старинных рукописей, которые обычно воспроизводят в 
учебниках по истории Средних веков, часто кажутся странными, особенно нам, чей 
глаз привык к фотографиям или к рисункам, выполненным с соблюдением законов 
перспективы. Но эти рисунки позволяют заглянуть в прошлое и узнать, как люди 
одевались, жили, работали и сражались. Надо, правда, хорошенько запомнить, что 
не все средневековые картины дают точное представление о прошлом. Многие дают, 
но отнюдь не все. В то время как лучшие рисунки и картины поучительны, плохие 
дают о прошлом совершенно неверное представление.
Есть еще одна вещь относительно средневековых доспехов, которую стоит 
запомнить: до XV века существовали лишь незначительные расхождения стиля между 
доспехами разных европейских стран. Если, скажем, нам захочется узнать, как 
выглядел английский барон в битве при Льюисе в 1264 году, то картинка из 
шведской или испанской рукописи скажет нам об этом не хуже, чем скульптуры в 
немецких или французских соборах. После 1350 года, как мы увидим несколько 
позже, начинают возникать национальные стили, и по мере того, как шло время, 
разница между ними становилась все более очевидной.

Очень соблазнительно думать, что для знакомства с доспехами достаточно 
ознакомиться с английскими памятниками или иллюстрациями, но в Средние века 
Англия не играла важной роли на мировой политической арене. Франция, Испания и 
Германия были тогда великими державами, а вместе с Италией, Англией, Данией, 
Норвегией, Швецией и другими составляли широкое единство христианских наций. За 
исключением простых защитных элементов, доспехи полностью, вообще говоря, в 
Англии не делали до 1519 года. Генрих VIII пригласил из Германии нескольких 
оружейников и основал Королевские оружейные мастерские в Гринвиче. До тех пор 
никакого английского стиля в изготовлении доспехов просто не существовало. 
Впрочем, до 1420 года все европейские латы были практически на одно лицо, 
господствовал интернациональный стиль. Но с этого времени начинают развиваться 
итальянский и немецкий стили, и рыцари, по своим вкусам и предпочтениям, 
облачались в доспехи, выполненные либо в итальянском, либо в немецком стиле.



Глава 2 ИЗГОТОВЛЕНИЕ КОЛЬЧУГИ И ПЛАСТИН

В этой книге я касаюсь доспехов позднего Средневековья, то есть периода между 
1100 и 1500 годами, поэтому здесь не будут рассмотрены в деталях латы древних 
людей. Доспехи греков и римлян заслуживают отдельного изучения; мы ничего не 
потеряем, если не будем здесь касаться римских доспехов, так как они не оказали 
практически никакого влияния на развитие латного дела в средневековой Европе. 
Напротив, такое влияние оказали варвары — то есть галлы, готы, лангобарды и 
франки. Готские всадники, завоевавшие Италию в V и VI веках, своим вооружением 
не отличались от рыцарей Вильгельма Нормандского при Сенлаке или от 
крестоносцев XII и XIII веков. Различия были очень и очень небольшими. Так же 
как и их потомки, готы передвигались на крупных рослых лошадях, сражались 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 51
 <<-