|
копьями и широкими мечами, носили шлемы и кольчужные рубахи и прикрывались в
сражении щитами. Тактика боя у готов вырабатывалась в течение тысячелетия. На
рисунках 5 и 6 показано, как выглядели воины в кольчужных доспехах в 1250 году
и в пластинчатых латах в 1375 году. Период наибольшего распространения кольчуги
продолжался приблизительно до 1350 года, а период наибольшего распространения
пластинчатых доспехов приблизительно от 1350 до 1650 года, хотя, конечно, после
1550 года о широком распространении пластинчатых лат говорить уже не приходится
и искусство изготовления панцирных доспехов постепенно приходит в упадок.
Существовали также доспехи, изготовленные из других материалов; например, в
описи вооружения Карла VI Французского есть запись о полных доспехах для воина
и лошади, изготовленных из сирийской кожи. Известно, что применяли также рог и
китовый ус.
Надо заметить, что кольчуга представляет собой гибкий материал, очень твердый,
но не тяжелый, кольчуга достаточно прочна для того, чтобы защитить своего
носителя от режущих ударов, хотя и была уязвима для ударов копьем. Хотя
кольчуги, как правило, великолепно выдерживали удары стрел, они не могли
устоять против стрел арбалета и страшных стрел валлийских и английских лучников.
Кольчугу делали из металлических колец, переплетенных между собой так, что
каждое кольцо соединялось с четырьмя другими. Кольца делали из железной
проволоки, причем концы каждого кольца расплющивали, накладывали друг на друга
и заклепывали, или (до конца XIV века) из «сплошных» колец, которые
выдавливались из тонкой железной пластины. Такие сплошные кольца — когда их
применяли — чередовались с заклепанными кольцами.
Кольчужные изделия — рубахи, капюшоны, гольфы, перчатки — изготовляли по тому
же принципу, по какому в наше время вяжут изделия из шерсти, увеличивая или
уменьшая число петель (колец) в ряду или число самих рядов — в зависимости от
способа ношения — лицевых или изнаночных. Мы довольно хорошо осведомлены о том,
как изготовляли кольчуги, но практически ничего не знаем о том, как назывались
детали кольчужных изделий. Анализ сохранившихся до наших дней образцов ясно
показывает, что они изготовлялись точно так же, как и всякие вязаные изделия,
поэтому нет никакого сомнения, что в своей работе кольчужные мастера
использовали ту же терминологию, что и вязальщицы шерсти. «Сплошные» или
«закрытые» кольца, скорее всего, выбивали пуансоном из тонкого железного листа,
а «открытые» или «заклепанные» кольца изготовляли из проволоки. Кусок проволоки
нужной длины накручивали, как на катушку, на стержень требуемого диаметра.
Получалась настоящая катушка с одним слоем свернутой кольцами проволоки. Эту
проволоку разрезали по прямой линии вдоль стержня и получали множество открытых
незамкнутых колец. Эти кольца раскаляли докрасна, расплющивали концы и
пробивали в них отверстия для заклепок. Потом кольца переходили от кузнеца к
изготовителю кольчуги, который собирал их в соответствии с нужной выкройкой,
соединяя между собой кольца и заклепывая их концы.
Нам до сих пор немного известно о конкретных способах и приемах изготовления
панцирных доспехов, но кое-что можно почерпнуть из немногочисленных иллюстраций,
на которых изображены ремесленники за работой, из списков инструментов и из
тщательного анализа того, как развивалось мастерство изготовления кольчужных
лат. Также нам кое-что известно об организации работы в оружейных мастерских,
хотя знания эти удручающе скудны. Есть данные, указывающие на специализацию
среди ремесленников, изготовлявших кольчуги. Где-то между 1298 и 1344 годами
итальянский автор Гальвано Фьярнма сочинил труд под названием «Chronichon
Extravagans», в котором описал кое-какие детали работы оружейников Милана,
одного из важнейших центров оружейного производства в период между XIII и XVI
веками. «На нашей территории, — пишет Фьярнма, — обитают в великом множестве
ремесленники, изготовляющие всякий вид доспехов и оружия — хауберки, нагрудники,
пластины, шлемы, каски, стальные шляпы, ожерелья, рукавицы, поножи,
набедренники, наколенники, а также копья, метательные копья, мечи и так далее.
Вещи эти делаются из твердого железа, сверкающего как зеркало. Одних только
изготовителей кольчуг насчитывается не меньше сотни, не говоря уже о
бесчисленных подмастерьях, каковые с величайшим умением делают кольца для
кольчуг. Есть мастера, делающие круглые щиты, большие и малые, а людей,
делающих оружие, и вообще невероятное множество. Этот город снабжает оружием
все города Италии и вывозит его даже к татарам и сарацинам». В сочинении
Фьярнмы мы имеем составленное очевидцем свидетельство того, что в Средние века
среди оружейников существовала известная специализация, так как каждый
ремесленник выполнял определенный вид работ. Кроме того, из книги Фьярнмы мы
узнаем, что панцирные доспехи носили уже в первой половине XIV века.
Из более поздних документов становится известно еще больше. Стоит, например,
взглянуть на списки ремесленников, работавших в XVI веке в гринвичских
оружейных мастерских Генриха VIII. Из этих списков мы очень многое узнаем о
специализации, существовавшей в мастерских: «молотобойцы» ковали пластины,
«вальцовщики» формовали и полировали пластины после их ковки, «слесари»
приделывали к готовым доспехам петли, застежки и крепления, а другие
ремесленники следили за правильной сборкой лат и изготовляли подкладку.
В миланских мастерских XV века мы находим специализацию, не уступающую таковой
на современных поточных линиях массового производства товаров. Каждый из
работавших в Милане ремесленников был занят исключительно изготовлением
какой-то одной определенной части доспехов. Действительно, маловероятно, что
когда-то было такое время, что один человек мог изготовить доспехи целиком — от
|
|