|
желобка. Рукоятка, которая была вдвое длиннее лезвия,
была деревянной, лезвие вплоть до одной трети своей длины
было вставлено в него. Главная часть была округлена с этой
целью.
В случае с большими, средними и короткими мечами лез-
вие было в пять, четыре и три раза длиннее рукоятки, вес
меча, соответственно, был 3 фунта 12 унций, 2 фунта 142/3 ун-
ции и 2 фунта 11/3 унции.
Материалами, из которых изготовлялись «цзяни», были
золото (см. выше), нефрит («Хань шу цюн бу и чжуань»),
серебро, железо, раковины устрицы («Чжоу цзянь юй фу цза
ши»; «Дао цзянь лу»), латунь («Бао пуцзы»), рукоятка иногда
изготовлялась из дерева, иногда из того же самого материала,
что и лезвие меча (там же). Деревянные «цзяни» использо-
вались для церемониальных целей («Кай юань ли и суань»).
Во времена династии Тан «цзянь» стал короче, так как его
стали носить под одеждами; его называли «яопинь». Подоб-
но «дао», «цзянь» часто украшали рисунками, изображавши-
ми оленей, холмы, птиц, цветы и т. д. («Хань шу цюи бу и
2 Э. ВернерЭ. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ КИТАЯ
34
чжуань» и т. д.). Навершие рукоятки делалось из золота, сло-
новой кости или костей животных частью в целях художе-
ственного оформления, частью для придания ей магической
силы.
Ножны («цяо»), часто богато украшенные, различались по
форме, а также создавались из различных материалов. Нож-
ны, предназначавшиеся для мечей вождей, были украшены
драгоценными камнями («Шицзин»).
ЛУКИ И СТРЕЛЫ
Лук и стрелы, уже вполне сформировавшиеся, использова-
лись уже в развитой форме, имели хождение в самые ранние
периоды китайской истории, что известно из письменных ис-
точников. В них нет никаких ссылок на упругую ветвь, с по-
мощью которой можно было выпустить стрелу в животное или
врага и которая, как утверждают, являлась предшественником
лука. Стрела, как уже отмечалось, является миниатюрной ко-
пией копья. Происхождение искусства украшения стрел пе-
рьями теряется в глубине веков.
В трактатах «Шуцзин» и «Шицзин» часто упоминается это
оружие, как, например: «готовят луки и стрелы»; «один крас-
ный лук и сто красных стрел»; «красные луки, несогнутые»
(красный цвет являлся во времена династии Чжоу цветом
чести); «луки усилены (или украшены) костью»; стрелы, кол-
чаны, луки и т. д. различных типов. Трактат «Чжоули» со-
держит некоторые интересные подробности.
Изгиб лука, который Сын Небес использовал, когда тот
был не натянут, состоял из девяти частей, составлявших круг;
луки, которыми пользовались князья в эпоху империи, со-
стояли из семи частей; луки «да фу» состояли из пяти частей
(то есть были полукруглыми); а луки, для которых использо-
вался «ши», когда они не были натянуты, чтобы сформировать
полный круг, требовали добавления трех частей; самые длин-
ные луки, созданные в соответствии с правилами, исполь-
зовались мужчинами самого высокого роста; луки средней
длины — мужчинами среднего роста; а самые короткие луки —
мужчинами самого маленького роста; таковы были различия
у луков, предназначенных для стрельбы стрелами.Рис. 10. ЛукиЭ. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ
КИТАЯ
36
При изготовлении лука учитывались требования заказчи-
ка. Для луков «вэй гун», имевших большую эластичность,
использовались стрелы «ан ши», характерные медленным
ускорением; в то время как для лука «ань гун», чрезвычайно
упругого, использовались быстрые стрелы; луки «цзя» и «соу»
были длинны в несогнутом же состоянии, возникавший при
натяжении изгиб был небольшим: они подходили для ис-
пользования при стрельбе по неподвижным целям или по
летящим птицам.
Луки, немного изогнутые в ненатянутом виде и сильно
сгибавшиеся при натяжении, принадлежали к классу «ван
гун» и использовались при стрельбе по целям и мишеням;
луки, имевшие незначительные различия в изгибе в натяну-
том и ненатянутом виде, принадлежали к классу «тан гун»,
стрелы из них глубоко проникали в цель: материалы, вы-
бранные для этих луков, следовало отбирать в сезоны.
Предназначенное для изготовления лука дерево рубили зи-
мой, весной размягчался рог; летом готовились сухожилия для
тетивы; а осенью же обрабатывались все материалы. После
изготовления лук обычно был красного или коричневого цве-
|
|