|
ператором [Гаоцзу], который использовался Инь Гаоцзуном
во время нападения на Гуй Фан («Сань фу хуан ту»).
Слово «цзянь» означает — расследовать, чтобы предотвра-
тить нависшую опасность; это оружие иногда прятали в рука-
ве во время церемоний. Его рукоятка называлась «тань», за
которую это оружие привязывалось к поясу. Самая крайняя
часть «цзяня» называлась «фэн», что означало — «после части»
(«И я»). В трактате «Цзи юнь» говорится, что «тань» был кoу,
лезвие (?) «цзяня»; а в трактате «Цзы линь» — что «чжо» был
его рукояткой («би»). «И», обертку или покрытие для меча,
называли «фу яо» или «фу яо му» («Цы линь хай цо»; «Гуан
я»). В различных районах «цзянь» различно именовался, на-
пример «ши» в Янь чao, восточнее как [Шань хай] «го», далее
от Гуаня, «би» к западу от него («фан янь»). Трактат «Гуан я»
дает другие наименования этого оружия (китайцы придают
большое значение названиям, приписывая им особый смысл): Э. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ
КИТАЯ
32
«янь чжин», «цай юй», «цянь шэн», «тан сы» и «мо ян». В трак-
тате «Вэнь сюань чжу» говорится, что «цин пин» было назва-
нием древнего меча. Сюньцзы упоминает восемь других древ-
них обоюдоострых мечей: «цун» Вэйгуна, «цзюэ» Тайгуна,
«лу» Вэньвана, «куй» Чжуан Цзюня, ему же принадлежали
«Гань цзян», «мо е», «цзюй цзюэ» и «пи лу». Лецзы также упо-
минает названия необычных типов: «хань гуан», «чэн ин» и
«сяо лянь», всем им приписывались волшебные свойства.
В трактате «У юэ чуньцю» упомянуты пять известных обо-
юдоострых мечей: «чунь гоу», «ган лу», «хао цао», «юй чан» и
«цзюй цзюэ» (см. выше).
В трактате «Ши и цзи» мы можем прочитать о правителе
Гоу Цзяне, преподнесшем восемь медных обоюдоострых ме-
чей в храм Кунь У. Первый из них, «янь жи», если его осве-
щало солнце, становился темным; второй, «дуань шуй», мог
так разделить воду, что она больше никогда не смыкалась
снова; третий, «чуань по», если им указывали на луну, при-
нуждал зайца и полосатую жабу сворачиваться [чтобы стать
невидимыми], то есть исчезать; четвертый, «сюань цзянь»,
заставил птиц падать замертво, если они пролетали над ним;
пятый, «цзин ни», если его бросали в море, заставлял всю
рыбу в испуге уплывать в глубину; шестой, «ме хунь», если
его взять в руки ночью, удалял призраков или злых духов;
седьмой, «цюэ се», при виде его заставлял отступать всех
монстров; а восьмой, «чжэнь ган», мог так же легко рубить
нефрит или золото, как дерево или грязь. Другой набор из
трех мечей «цзянь» упомянут в трактате «Юэ цзюэ шу», они
именуются «лун юань», «тай а» и «гунши». «Цзянь» называ-
ется «фэнцзин», «лю хуан хуэй цзин» упоминается в тракта-
те «Хань Уди нэй чжуань», а два других соответственно на-
зываются «мao» и «гуй», причем все они были созданы для
Хань Сюаньди (73—48 гг. до н. э.) на четвертом году его
правления (70 г. до н. э.) Бэнь ши. Об этом упоминается в
его трактате «Дао цзянь лу».
Трактат «Дун гуань Хань цзи» сообщает нам, что, когда
генерал Чэнь Цзунь победил сюнну, ему подарили «по сы»,
обоюдоострый меч; а также то, что Чжанди (76—89 гг. н. э.)
подарил трем ученым мечи, называвшиеся «лун цюань»,
«вэнь» и «дуань чэн», — эти названия указывают на те до-
стоинства, за которые они приносились в дар. «Фэй цзин», НАСТУПАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
33
«лю цай» и «хуа тин», каждый длиной более четырех футов,
являются другими названиями обоюдоострых мечей, для из-
готовления и украшения которых нефритом и шкурой носо-
рога требовалось более ста дней («Дянь лунь»).
У Дади (229—252 гг. н. э.) имел шесть драгоценных «цзя-
ней», называвшихся «бай хун», «цзы дянь», «би се», «лю син»,
«цин минь» и «бай ли» («Гу цзинь чжу»). Когда Тай Цзун
(976—998 гг. н. э.) был правителем области Сюйчжоу, он по-
лучил в дар от вдовы императора меч, именуемый «ху чжу
лулу» («Сун шу»). Даоу (386—409 гг. н. э.), первый император
династии Хоу Вэй, имел два «цзяня», именовавшихся соот-
ветственно «чжэнь шань» и «чэнь шуй» («Дао цзянь лу»).
Один из правителей династии Тан Ли Гуй в день рожде-
ния от Цзинь Гунвана получил «цянь цзинь цзянь» («Цзянь
ся чжуань»). Другие обоюдоострые мечи, такие как «лун
фэн», «лин бао», упоминаются в трактатах «У дай ши», «Мэн
си би тань» и т. д.
Ширина лезвия обычного «цзяня» была 0,25 фута. Две
стороны задней части имели половину этого измерения. За-
дняя часть резко уменьшалась в размере к двум краям лез-
вия; с середины оно было разделено на два выступа или
|
|