Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эдвард Вернер - Оружие Китая
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-
 
та и издавал ясный высокий звук при натягивании тетивы; 
цвет рога должен был быть белым с зеленоватым оттенком, 
концы должны быть большими и широкими, и клей должен 
был иметь алый цвет. Что касается сухожилий, то маленькие 
должны были быть чистыми и длинными, а большие прочны-
ми и упругими. Рог на оконечностях лука должен быть ква-
дратным, а в местах соединения креплений — высоким; на 
внутренней части лука костяные пластины должны быть длин-
ными, а внешняя деревянная часть лука — тонкой («Чжоули 
гуаньчжу»).
Используемые материалы должны быть получены в над-
лежащие времена года. В трактате «Чжоули» говорится о семи 
видах дерева, используемого для изготовления лука. Рог дол-
жен быть «белым, синим и с большими гибкими концами». 
Различные виды клея, используемого при изготовлении луков, 
делались из кожи животных, только не оленя, зато использо-
вались его рога. Упомянутые сухожилия должны принадле-
жать животным, имеющим качества, необходимые изделию; 
например, животное с часто расположенными и глянцевыми 
сухожилиями бегает быстро: следовательно, лук из их сухожи-НАСТУПАТЕЛЬНОЕ 
ОРУЖИЕ
37
лий будет иметь те же самые качества. Должно быть лишено 
дефектов дерево, так как это способствует тому, что крепле-
ния стираются быстро. И так далее. (Те, кто желает подробнее 
познакомиться с техническими особенностями устройства ки-
тайского лука в древности, достичь «девяти равенств» и т. д., 
должен ознакомиться с трактатом «Чжоули».)
Изобретение лука приписывается различным людям. 
В трактате «И цзы сы» говорится: «Хуанди, Яо и Шунь сде-
лали «ху», деревянный лук, из искривленного дерева и «ши», 
стрелы из заостренного дерева. Они подчинили империю с 
помощью лука и стрел». В других текстах утверждается, что 
Баосы ши («Фусы ши») сделал лук из изогнутого дерева («Тай 
по инь цзин»), что Шао У первым сделал «гун», лук, во вре-
мя рождения своего сына Баня («Шаньхайцзин»), что Цин 
Ян, пятый сын Хуанди, первым сделал лук в то время, когда 
родился его сын Хуэй; и что бог звезды Чжэн Гуанху первым 
сделал лук и стрелы и назвал их «чжан» в честь бога звезды 
Ху («Гу цзинь син суань»). Их изобретение также приписы-
вается Чую («Сунь Цинцзы»), И («Моцзы»). Гу мин, упо-
минаемый в трактате «Шуцзин», приписывает изобретение 
лука Хэ и Чую «чжу ши» — бамбуковых стрел, выставленных 
в Восточных апартаментах. В комментариях Кун Аньго объ-
ясняется, что Хэ был искусным изготовителем луков.
В трактате «Лунюйхэ ту» утверждается, что богом лука был 
Цюй Чжан. Согласно трактату «Чуньцю цзо чжуань ци», этот 
бог подчинялся Туй Вану (имя Тянь Гуна).
В трактате «Чжоули» автор различает пять способов 
стрельбы из лука и дает список этих орудий, используемых 
для стрельбы в невоенных целях. Они не относятся к рас-
сматриваемой категории, тем не менее о них следует упо-
мянуть хотя бы потому, что они имеют косвенное отноше-
ние к нашей теме. Так, их могли использовать для обучения 
воинов, а также для обучения навыкам охоты. Поскольку 
«гражданское» и «военное» оружие в текстах различается, мы 
должны также проводить ту же самую линию разграничения 
и здесь, переадресуя читателя, заинтересованного «граждан-
ским» использованием этого вида оружия, к оригинальным 
китайским текстам.
Здесь упомянуты «шесть луков, четыре арбалета и восемь 
описаний стрел». Луки «ван гун» и «ху гун» использовались Э. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ 
КИТАЯ
38
теми, кто носил кожаные доспехи. Учившиеся стрелять из 
лука пользовались «тан гуном» и «де гуном». Благодаря это-
му они «более удобно чувствовали себя в боях на колесницах 
и в полевых сражениях».
Остальные два дука, «цзя гун» и «соу гун», использова-
лись для стрельбы по мишени, птицам и животным. Луки, 
используемые на войне, были, как и охотничьи луки, укра-
шены зелеными полосами («Шицзин»). Луки вождей были 
украшены слоновой костью; другие — роговыми пластинами 
(там же). Бамбуковый каркас «пи» привязывался к луку, 
когда он не был натянут, — это делалось для того, чтобы тот 
не деформировался. Для лучшей сохранности луки храни-
лись в сумках из тигровой шкуры или из обычной кожи. 
В каждой сумке хранилось по два лука. Сумки для хранения 
луков и колчаны делались из шкуры тюленей («Шицзин»).
В трактате «Эчъя» мы читаем: лук с упругими краями на-
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 46
 <<-