|
«сяо», а происхождение слова объясняли через «цяо», «стро-
гую природу», оно «использовалось, чтобы обернуть тело ору-
жия». Рот, или входное отверстие «дома», называли «фэн», то
есть «пэн», «окружать». Их нижняя часть называлась «би», то
есть «бэй», «нижний» или «скромный». Короткий меч назы-
вали «бай пи», потому что его носили со стороны бедра, дру-
гим его названием было «лу пай», означающим «видимый от-
крыто». Меч «пэй» носили на поясе, меч «жун» не был заточен
и использовался только для церемониальных случаев.
В целом «дао» отличался от меча «цзянь» наличием одного
края и тем, что он был немного изогнут. С помощью «цзянь»
можно было нанести более глубокие раны. Обычными мечами
были «фэн» и «цзяо» («и я»). Со времен династий Цзинь и Сун
меч императора был единственным в своем роде, с черными
ножнами, украшенными серебряными и золотыми цветами
(«Сун хуэй яо»). Разные виды мечей использовались различ-Рис. 9. МечиЭ. ВЕРНЕР.
ОРУЖИЕ КИТАЯ
30
ными классами общества и в различных случаях. Лучшим ма-
териалом для изготовления рукоятки было «цзи шу», дерево,
чуть меньше ценились овечьи рога («бай бянь»). Для этих це-
лей также использовались железо и латунь («дао цзянь лу»).
В тех местах, где обычные материалы были недоступны, вме-
сто металла использовались раковины устриц, острые камни
и т. д. («Ши линь куан цзи»). Жир водных птиц «би ди», если
им смазать лезвие, предотвращал его от ржавчины. Современ-
ный изогнутый меч происходит от сделанного Чжугэ Ляном,
искусным изготовителем мечей Пу Юанем («Пу Юань чжу-
ань»). Согласно трактату «Эр и ши лу», боевой меч использо-
вался на поле битвы («чжэнь чжи дао») еще во время битвы
между Чи Ю и Хуанди близ Чжо лу. Изобретение «мо дao» (см.
выше) также приписывается Чи Ю. Среди других видов мечей,
упоминаемых в эту эпоху, следует назвать «Чжэнь чжан»,
«чан» и «и». Тот же самый трактат утверждает, что после того,
как один из императоров династии Дун Цзинь был убит своим
военачальником, деревянные мечи были заменены на метал-
лические, деревянный меч, украшенный золотом и серебром,
стал использоваться лишь в церемониальных целях, теперь он
именовался «я». Мечи времен династии Хань все еще были
довольно простыми, во многом напоминая мечи династии
Чжоу.
До настоящего времени старинные мечи во множестве на-
ходили в ходе археологических раскопок в Аньянь Шихе и
Хэнани. Все они относились к числу ритуального, а не бое-
вого оружия и не имели специфических особенностей. Их
изображения см. «Аньян фa цзюэ бaoгao», «Ди сань ци» (Aca-
demm Sinica, 1931).
В основном они украшались вырезанными фигурами, на-
пример драконов, медведей, птиц, цветов, надписями, печа-
тями и т. д. («Юнь янь го янь лу»). Некоторые мечи были столь
остры, что ими можно было разрубить нефрит (среди них «у
хоу цзин», «кун цзун цзы» и т. д.), другие же оставались остры-
ми после убийства нескольких тысяч коров («Чжуанцзы»).
Длина оружия, начиная от самых коротких, которые были
лишь немного длиннее кинжалов, порой достигала четырех,
пяти, семи или даже десяти футов («Дао цзянь лу»; «Тан шу»).
«Дao», как и любое другое оружие, было или мужским («сюн»),
или женским («цы») («Дао цзянь лу»; «Дун бинь цзи»). На НАСТУПАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
31
него, как и на другие виды оружия, наносились почетные зва-
ния или титулы (например, «Полководец, победивший мятеж-
ников»), ему также приписывались сверхъестественные каче-
ства, такие как способность светиться в темноте, способность
издавать членораздельные звуки и т. д. («Бай бянь»; «Шань
тан су као»). К этому классу оружия также относились «чи
тао», красный меч, «гэ дао», раскалывающий меч, «гэ юй дао»,
раскалывающий нефрит меч (см. вы ше), и «луань дао», меч
Феникса («Бо у чжи»; «Ли ци»; «Ши чжоу чзи»).
ОБОЮДООСТРЫЙ МЕЧ
Чи Ю сделал обоюдоострый меч («цзянь») из золота, най-
денного в холмах Гэлу («Гуаньцзы»). Богом «цзянь» был Фэй
Ян («Лун юй хэ ту»). Были мужские и женские «цзянь», точ-
но так же как и «дао» (см. выше) («Бао пу цзы»), они также
имели различную длину (до пяти и даже семи футов), иногда
им также приписывались сверхъестественные качества, на-
пример способность превращаться в дракона; они использо-
вались, чтобы избавиться от злого духа и т. д. («Си цзин цза
цзи»; «Ши и цзи»; «Дун гуань хань цзи»). Как и другому ору-
жию, ему приносились жертвы, например, трое слуг были
убиты в качестве жертвоприношений мечу, полученному им-
|
|