|
что «цзи» был тринадцать футов длиной и мог объединять в
себе пять видов оружия. В Чу «цзи» называли «цзы», «цзи» без
наконечника называли в Цине и Цзине «цзе» или «янь»; в У и
Яне его называли «гэ». В Дун Ци, Цинь и Цзинь подобные
копья больших размеров называли «маньху», а изогнутые ко-
пья назывались «гоу цзе». «Маньху» с тремя наконечниками
называли «янь цзи» уроженцы Чу и Юань чжэна. В Гуане и
далее на запад древко называли «би» или «шу» («Фан янь»).
«Гуай» и «цюй», как утверждается в «Чжоу шу», были видами
«цзи». На воротах Цзун Фу были выставлены десять «цзи»,
именовавшиеся «цзи мин» («Цзинь дун гун цзюшу»). «Цзи» с
вымпелом («и») называли «чи» («Шо вэнь»). При династии
Хань чи цзи копья с флажками заняли место «фу юэ» («Хань Рис. 5. КопьяЭ. ВЕРНЕР.
ОРУЖИЕ КИТАЯ
22
цза ши»). Первые в основном стали использоваться как знаки
отличия при дворе, и поэтому их называли «би цзи», название
изменилось для копий этого рода, представлявших нижние
разряды («Байши лэй бянь»), император использовал двадцать
четыре таких копья, а феодалы — по двенадцать («Мин у
као»).
Иероглифом «шу» обозначалось длинное копье. Оно име-
ло в длину один «синь» (восемь футов), четыре фута в длину
или один с половиной «синь» (то есть один «чжан» — два
фута длины) («Kao гун цзи»). Согласно «Шовэнь», его из-
готовляли из дерева, а наконечник делался из металла и на-
поминал по форме зуб. В «Kао гун цзи» утверждается, что
оно имело четырнадцать футов в длину и его перевозили на
боевой колеснице.
«Мао», копье, богом которого был Те цян («Тайгун бин
фа»), включается в класс «у бин» (см. выше), изобретенный
Чи Ю («Мойши чуньцю»). Копье «эр мао» упоминается в
трактате «Ши Гофэн» как очень острое, а в комментариях
утверждается, что были «и мао», двадцать четыре фута дли-
ной, и «цю мао» по двадцать футов длиной. Каждое из них
имело два «ин», украшения из перьев или пучка волос (там
же). Сравните ярко-красные кисточки и зеленые полосы двух
«мао» в каждой из колесниц принцев (там же).
«Би гун». Остроконечные «мао» с крюками, склоненными
вниз, упоминаются в «Шуцзин», «Гу мин», а «мaо» в виде
трезубца с позолоченными краями в «Сло жун». В коммен-
тариях к трактату «Шицзин» говорится, что «цзю мао» было
«эр юй мао». Некоторые из них имели три, а другие — четы-
ре наконечника. Древко «мао» напоминало лапу журавля и
называлось «гэ ци» («Фан янь»). «Цэ бин» являлся разновид-
ностью пики, который имел «чуань», последнее объясняется
как «нао», чтобы царапать («Бэй лю те»). Другими названия-
ми для «мао» были «цэ бло» («Бай ши») и «тянь ши инь»
(«Лун юй хэ ту»).
«Сло» или «шо». «Мао» восемнадцать футов длиной на-
зывали «сло», которое было пикой, используемой кавалери-
стами. «Сло» означает «убивать быстро» и еще именуется
«цзи», последнее слово объясняется как «цзе», «выбивать»,
то есть «мао» врага («И юань»). Его покрывали красным ла-
ком и украшали черным пучком, иногда оно достигало во-Рис. 6. КопьяЭ. ВЕРНЕР.
ОРУЖИЕ КИТАЯ
24
семнадцати и даже двадцати четырех футов в длину («Юй и
юй янь ван шу»; «Бай лю те») и обладало двумя лезвиями,
шириной в один фут и три дюйма. Согласно трактату «Сун
би чи цзи», когда в «Сун гуне» Сюань Сянь составил список
оружия, он не мог выяснить происхождение «пао шо», и ни
один из знатоков не мог помочь ему в этом, однако после
десяти лет исследований он выяснил, что в Цзян Цзо было
оружие, именуемое «шао шо», у которого наконечник был
такого размера, как «шао», отсюда и происходит его назва-
ние. По некоторым сведениям, его использовал генерал
Цзинь У из эпохи династии Тан, кроме того, оно было уста-
новлено при дворе императоров из династии Сун. Когда им-
ператор отправлялся за пределы своего дворца, восемь «пао
шо» несли перед его колесницей («Ши у гань чжу»).
Копье «цян», как утверждают, было изобретено Хуанди
(2698—2598 гг. до н. э.). У него было деревянное древко и
металлический наконечник. Оно было увеличено [Чжугэ]
Kунмином (181—234 гг. н. э.) (там же). Чжу также приписы-
вают создание копья «ку чжу» двенадцати футов длиной
(«Сюй ши ши»). Название «цян» связано с деревом «янь»,
которое использовалось для казни грабителей («Юнь хуэй»).
В трактате «Ши у юань ши» утверждается, что Чжу Хуэйяо
дал название «сяо» «цян» с белым древком и что во времена
|
|