|
фута в длину и один фут в ширину и имел очень изящный
орнамент. Он относился к эпохе династии Инь. Другой то-
пор из прекрасного нефрита периода Сань дай выставлялся
в императорском дворце во время публичных пиров в годы
правления династии Цин («Янь го янь лу»). «Юэ» был также
известен как «цифу» и свое имя получил потому, что ис-
пользовался высокопоставленными должностными лицами
во время погребальных церемоний («цицзе») в храмах («Си-
хань цзун юй»). «Цинъилу» утверждает, что правитель Шу
называл «фу» особым ритуальным именем «тегаоми».
Копье «гэ» (см. ниже), как говорится в «Шовэнь», имело
плоский наконечник «цзи» (см. ниже). Названия и виды от-
личаются, но, если это утверждение правильно, оба, кажется, Рис. 3. ТопорыЭ.
ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ КИТАЯ
18
попадают скорее в категорию топоров, или рубящего оружия,
нежели оружия колющего. Таким образом, они неверно изо-
бражены в «Саньли ту».
КОПЬЯ, ПИКИ, РАПИРЫ И КИНЖАЛЫ
Такой вид оружия, как копье, ведет свое происхождение
от заостренной палки. Иногда для прочности закаленное на
огне копье, искусственно заостренное (его более легкие раз-
новидности) используется для метания или (его более тяже-
лые разновидности) для нанесения колющих ударов. Копья
среднего веса используются для тех и других целей. Однако
копье, брошенное во врага, может быть брошено и назад;
следовательно, со временем его стали делать так, чтобы на-
конечник, обломившись, остался в ране, или же его надо
было делать с крюком или зубцом, что обеспечивало анало-
гичный результат.
В некоторых случаях к древку привязывался шнур, что
позволяло вытаскивать его в тех случаях, когда наконечник
оставался в ране. Расстояние, на которое можно было метать
это оружие, увеличивалось при помощи петли, сделанной из
шнура и изогнутой палки, или же более сложного приспосо-
бления. Насколько я смог установить, эти приспособления
не использовались китайцами. Однако копьеметалку, скорее
всего, можно считать прототипом лука и стрел.
Копье с одним наконечником называли «гэ» (ср. выше).
«Гэ» объясняется как «цзи» с плоским наконечником («пинтоу
цзи»), которое было оружием для нанесения колющих ударов.
В источниках также упоминается копье с двумя наконечника-
ми, изобретенное Чи Ю («Эр и ши лу»). Богом «цзи» был Тай
Цзян («Тайгун бинфа»). «Гэ» означает «гo», «проходить
сквозь», потому что оно проникало во все, чего касалось, а
затем не могло выйти снова («Ши мин»).
«Гэ», зазубренное копье времен династии Шан (1766—
1401 гг. до н. э.), имело второе лезвие под прямым углом к
железному наконечнику. Его изображения часто встречают-
ся в сценах охоты и войны эпохи династии Хань (25—221 гг.
н. э.). Обычно изготовленное достаточно грубо, со временем
это оружие стало богато украшаться.Рис. 4. КопьяЭ. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ КИТАЯ
20
В «Ши» и «Гумине» это копье с улучшенным лезвием. См.
также «Ши» и «Гун лю». «Чжоули» описывает это оружие как
копье с поперечными наконечниками. Они были шириной
два дюйма (в основании прямого наконечника); в месте со-
единения с древком ширина достигала четырех дюймов, по-
перечный наконечник с крючком имел в ширину шесть дюй-
мов; а прямой наконечник — восемь дюймов. Поперечная
часть должна была быть снабжена крючком, и внешняя сто-
рона (к которой крепился другой прямой зубец) должна была
быть толстой.
Зазубренное копье «гэ» династии Хань аналогично копьям,
использовавшимся во времена предыдущих династий.
Копье «гэ би» имело шесть с половиной футов в длину
(«Чжоули»). Боковой наконечник «гэ» называли «цзуй цзы»
или «ху цзы» («Юй хай»).
«Цзи», копье с двумя наконечниками, или имеющая фор-
му полумесяца пика с наконечником, упоминаются среди «у
бин», изобретенных Чи Ю и сделанных из золота («Байши
лэй бянь»). Согласно трактату «Чжоули», оно имело один с
половиной дюйм в ширину возле наконечника; «нэй», в точ-
ке соединения с рукояткой, был три дюйма в длину, «ху»,
изогнутая часть, — четыре, а юань, прямой наконечник, имел
пять дюймов в длину.
«Чжэн чжу» добавляет, что в то время, когда писался дан-
ный трактат, у «цзи» было три наконечника, «нэй» имел че-
тыре с половиной дюймов в длину, «ху» — шесть, а «юань» —
семь дюймов в длину. В трактате «Фэн ту цзи» упоминается,
|
|