|
шесть железных доспехов для человека и лошади («Бэй
ши»). Чжан Юаню император Вэнь (589—605 гг. н. э.) по-
дарил «лу-шэнь», тяжелые доспехи, за то, что он нанес по-
ражения разбойникам («Суй шу»). Во времена Гaoцзуна
(618—627 гг. н. э.) Ци приобрел «цзинь сю кай», золотые
доспехи, и министры надевали их, сопровождая своего пра-
вителя. Когда он отправился на встречу с Ли Цзи (генерал
из области Тан), его доспехи сияли настолько ярко, что это
можно было сравнить с великолепным солнечным светом
(«Тан шу»).
Жители области Кан цзюй в Сиюй в начале периода Кай-
юань (713—742 гг. н. э.) платили дань императору доспехами
«чжу цзы» (там же). Начальник склада оружия выпустил
предписания для различных видов доспехов, которых было
всего тринадцать: 1. Mин гуан; 2. Гуан яо; 3. Си лин; 4. Шань
вэнь; 5. У чжуй; 6. Бай бу; 7. Цзао цзюань; 8. Бу бэй; 9. Бу
бин; 10. Пи цзя; 11. Му цзя; 12. Соцзы цзя; 13. Ма цзя. № 1,
2, 3, 4, 5 и 12 представляли собой железные доспехи; доспе-
хи «пи цзя» были сделаны из «сы», шкуры носорога, а «су» —
из шкуры другого вида носорога или дикого буйвола; осталь-
ные доспехи получили свои названия от тех материалов, из
которых они были изготовлены («Тан лю дянь»). Ян Синми
имел пять тысяч чиновников («чжуй»), которые все носили
черные пояса и черные доспехи и назывались «чэй юнь ду» Э. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ КИТАЯ
92
(«Лю те»). Гэ Цзунчжоу имел железные (или металлические)
доспехи «шуй чун» (также «ин», «светлячок»), чистые как
вода, которые сияли, как зеркало, хотя их не протирали в
течение десяти лет. Если они были тусклыми во время
нападения на врага, это расценивалось как плохое предзна-
менование. Как только опасность проходила, они вновь на-
чинали ярко блестеть. Цзун Чжоу выяснил, что это действи-
тельно имело место, и расценил это как воздействие духа, и
по этой причине каждый вечер в своей спальне делал ему
жертвоприношения вином и ладаном, дав ему имя генерала
Цзинь Чжи, генерала Золотые Крылья («Цин и лу»). Импе-
ратор Шу Ван Цзянь (умер в 918 г. н. э.) в кругу своих чи-
новников пользовался секретным именем «цянь цзинь ши»
для обозначения доспехов (там же). Согласно инструкциям,
доспехи «цао цзя» были немного длиннее доспехов «цзя» и
немного короче, чем застежка на плаще («пи ао») («Цзе ань
мань пи»). В период Чжэн Дэ (1506 г. н. э.) императора Уц-
зуна (1506—1522) главным образом носили доспехи «цзинь
ши». Доспехи для лошади называли «цянь»; они состояли из
металлических пластин («Мао ши чжинань ту»). Их задняя
часть называлась «да хоу», часть в районе шеи — «цзи сян»,
а грудная часть — «тан сюн» («Ши у гань чжу»).
В трактате «У юань» утверждается, что император Сюань
Юань изобрел шлем «чжоу». В трактате «Шовэнь» объясня-
ется: «шоу кай» — металлический шлем назывался «доу моу»,
а кроме того, был еще и шлем «чжоу». Бронированная пла-
стина, защищавшая шею, «цзин кай», называлась «я дуань».
В хронике Хань Яньшоу под названием «Хань шу» говорится:
«он надевал доспехи «ди», а в своих комментариях Ши Ку
добавляет, что «ди» были тем же самым, что и «доу моу».
В хронике Ни Хэна говорится: «Он (Ни Хэн) носил доспехи
«цзинь моу», а в комментариях объясняется, что это были
доспехи, которые носил хранитель барабанов и труб. Соглас-
но трактату «Чэ фань цинь шу», Фу Тэн, внук Фу Цзяня,
после смерти своего дедушки объявил себя правителем и вы-
гравировал иероглиф «сы», «смерть», на своем шлеме «доу
моу», чтобы показать чиновникам, что даже если они решат
сражаться до смерти, то не будут сильнее всех своих про-
тивников. В трактате «Гуан чжи» утверждается: Цюань Жун
сделал свой шлем «доу моу» из красной лакированной кожи. НАСТУПАТЕЛЬНОЕ ОРУЖИЕ
93
В трактате «Хоу чжоу шу» утверждается, что предок Ту Цюэ
(племя дурко-сюн-ну), который подчинялся правителю Жу-
жу, жил под кровом Цзиньшаня и служил у Жу-жу в качестве
кузнеца. Холм, напоминавший по форме шлем «доу моу»,
местные жители называли «ту цзюэ». Согласно трактату
«Мин хуэй дянь», на сорок третьем году Цзя Цина (1564) он
(император Шицзун) разрешил увеличить число металличе-
ских пластин на шлемах всех охранников с шести до восьми.
Принцы и воины регулярной армии носили шлемы. Шлемы
принцев крови были украшены раковинами, висевшими на
красных шнурах («Шицзин»).
Тюрбаны «мо е». Согласно трактату «Эр и ши лу», ночью,
когда император Юй женился в Tушане во время грозы, у
тысячи солдат («си») на головах были надеты шлемы «цзя».
|
|