|
У тех же, у которых не было доспехов, головы были обмота-
ны красными тюрбанами «гун цзюань».
Утверждают, что бог моря обратился с просьбой к импе-
ратору Юю, и Шихуан отправился в море. При дворе, где
жили боги, все носили темно-красные тюрбаны «фэй» и ши-
рокие штаны и находились под защитой большого количе-
ства войск.
ЩИТЫ
Ранние формы щитов не такие широкие, как поздние.
Это была простая палка, предназначенная для отражения
ударов. Она все еще встречается у самых примитивных пле-
мен (туземцы в случае внезапного нападения хватают палку
для самообороны), имеет только четыре дюйма в поперечни-
ке и используется для отражения стрел. Именно от них про-
изошли более широкие щиты различных видов и мишени.
Китайский щит «дунь» подтверждает это предположение, по-
скольку первоначально он использовался для защиты глаз.
Щит, сделанный из прутьев, упоминается в трактате «Сюань
янь чуньцю».
Когда И сражался с Суань Чи на поле Хуа Чоу, он защи-
щался от вражеских стрел щитом «дунь» («Шаньхайцзин»).
Иначе он еще назывался «гань» («Чуньцю юань мин бао»;
«Сун чжун чжу»). Щит «гань» был изготовлен Пао Си (2953—Э. ВЕРНЕР. ОРУЖИЕ КИТАЯ
94
2938 гг. до н. э.) («Ши и цзи»). Слово «дунь» означает «за-
щищать». На восток от Гуана щит также назывался «дунь»
или «гань», но первое из этих названий использовалось и на
западе («Фан янь»). Щит обычно использовался для защиты
от стрел или закреплялся сзади как защита от ударов мечом.
Большой плоский щит называли «у куй»; он впервые появил-
ся в государстве У, где им пользовались военачальники. Щит
больших размеров называли «сюй дунь», он появился в го-
сударстве Шу, получив свое название от человека по имени
Сюй. Его также называли «цян», его впервые стали исполь-
зовать уроженцы этого царства. Широкие щиты назывались
«сянь лу», так как с их помощью можно было нападать и
побеждать врага. Позднее этот тип щита стали называть «лу
цзянь». Длинный и узкий щит называли «бу дунь», посколь-
ку он в основном использовался пехотой. Короткий и узкий
щит называли «цзы дунь», его в основном использовали на
колесницах, «цзы» означает «маленький». Щиты, сделанные
из досок «фэн бянь», назывались «му ло», сделанные из шку-
ры носорога назывались «си дунь»; из дерева — «му дунь»,
эти названия соответствуют их предназначению («Ши мин»).
Щиты «си жуй» упоминаются в трактате «Тан шу» как щиты
(«дунь»), хранимые в домах жителей царства У. Щиты иногда
делали из травы или бамбука («Ши шо»; «Сюань янь чунь-
цю»). Они, будучи изготовлены из этого или другого мате-
риала, покрывались красным или черным лаком и иногда
были настолько легкими, что могли «плавать в крови или
воде» («Бэй ши»). В трактате «И я» термин «пэн пай» объ-
ясняется как «пэн» в значении «пан», «сторона», его носили
сбоку в целях защиты. Это было более поздним названием
для «фа» и «гань», упомянутых в трактате «Шу у и мин су».
Круглый щит, сделанный из кожи и покрытый красным ла-
ком, который «сиял как солнце», назывался «бэй гуй» («Чжан
ши Гао цзянь чуй би»). Когда Тайцзун (976—998 гг. н. э.) из
династии Сун услышал, что южане используют щиты «пяо
цян» и «пан пай» в качестве оружия, он приказал, чтобы его
собственные войска обучались пользоваться ими («Сун чао
хуэй яо»). Пехота использовала щиты из воловьей кожи при-
близительно в восемь футов длиной, конница пользовалась
круглыми щитами, покрытыми красным лаком. Позднее ар-
мия использовала щиты «пяо пай», заимствованные у племе-Рис. 52. Знамя с
магическим изображениемРис. 53. Знамя с магическим изображениемНАСТУПАТЕЛЬНОЕ
ОРУЖИЕ
97
ни мань во времена Шэньцзуна (1068—1086 гг.). Напав в году
Си-нин (1068) на область Цзяо Цзи и выяснив, как делать
это оружие, китайские солдаты впредь стали им пользовать-
ся («Эр и ши лу»). Щиты «ли пай» делались из бамбука или
дерева и были примерно пять футов в длину и три фута в
ширину. Они использовались для защиты от стрел или кам-
ней, а также сбрасывались с городских стен («Ши у гань
чжу»).
Щиты были украшены изображеними драконов и т. д. и
получали свои имена по нанесенным на них изображениям
(«Цзао линь»). «Бо» был большим щитом («Кунцзы ши цзя
(чжу)»). Сложные щиты были сделаны из белого нефрита,
покрытого золотом и богато украшенного («Юэ цзи»).
|
|