|
стрелить из любого положения, даже лежа на земле. В то
18КНИГА АРБАЛЕТОВ
же время из большого лука нельзя стрелять согнувшись
или лежа
1
.
Арбалет был бесшумен, мощен и меток; это позволя-
ло ему оставаться популярным среди охотников в тече-
ние полутора веков, даже в период широкого использо-
вания ружья (1470—1630 гг.).
На украшение охотничьих арбалетов высокого класса
тратилось много времени и средств. Особенно широкое
развитие изготовле-
ние дорогих охотни-
чьих арбалетов полу-
чило в странах кон-
тинентальной Евро-
пы в конце XVI в.
Лучшие мастера ис-
пользовали для укра-
шения арбалетов дра-
гоценные металлы,
слоновую кость и
перламутр.
Ложа охотничьих
арбалетов часто по-
крывали изображе-
ниями животных,
птиц и сцен охоты,
обрамляли орнамен-
том в виде завитков, покрывали тонкой гравировкой и
инкрустациями из серебра, слоновой кости и жемчуга.
Полированные металлические детали ложа и даже за-
каленные поверхности стального лука иногда покры-
вали глубокой инкрустацией с ажурными золочеными
1
Я обнаружил, что толстый стальной лук старинного охотничьего
арбалета, как и пружина замка огнестрельного оружия, не подвержен
«усталости» — то есть потере пробивной способности — даже в том
случае, если его держать натянутым в течение 2—3 часов подряд.
Тяжелый стальной лук лишь немного изгибается пропорциональ-
но длине; в этом отношении он выгодно отличается от намного бо-
лее легкого лука современного спортивного арбалета Последний скло-
нен к «усадке», или остаточному изгибу, если его держать натянутым
дольше 10 минут.
19
Рис. 8- Арбалетчик, подкрадывающийся
к дичи с помощью заслонной лошади
Из рукописи Гастона Фебуса, XIV в.РАЛЬФ ПЕЙН-ГОЛЛУЭЙ
изображениями листьев и цветов, а также геральдичес-
ких мотивов.
Отдельные детали хороших охотничьих арбалетов и
ружей в то время изготавливали разные мастера; сборку
готового оружия осуществляли отдельно.
Одна группа ремесленников изготавливала ложе, дру-
гая — ворот или зубчатую рейку; то же относилось к зам-
ку и тетиве. Но наиболее ответственная работа приходи-
лась на мастеров, которые ковали и формировали стальные
луки. Луки из испанского города Мондрагон изготавлива-
лись из той же стали, что и знаменитые толедские клин-
ки. Особо ценились луки из Пирмонта (Германия), отли-
чавшиеся превосходной прочностью и закалкой.
Это подтверждают строки итальянского поэта Лодо-
вико Ариосто (1474—1533), переведенные на английский
язык сэром Дж. Харингтоном:
Ты подобен прочному и правильно закаленному луку
Из пирмонтской стали; чем сильнее его сгибаешь.
Тем сильнее он пружинит, когда отпускают тетиву,
И далеко посылает стрелу.
(«Неистовый Роланд.»)
Не приходится сомневаться, что охотничий арбалет
XVI в. (точнее, 1500—1630 гг.) был чрезвычайно эффек-
тивным оружием. За несколько столетий ремесленники
накопили большой опыт, мастерство и значительно улуч-
шили его конструкцию. Затем арбалет вытеснила усовер-
шенствованная аркебуза.
Правда, стрелок из арбалета не мог сбить птицу на
лету. Этого не мог сделать и охотник, вооруженный ар-
кебузой того же времени, поскольку система ее запала
была слишком медленной и примитивной. Самое боль-
|
|