Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: А.В.Б. Норман - Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
званию патриция в прежнем Риме.
Поначалу налоги, по всей видимости, собирались только в бывших районах Римской 
империи. Теудеберт (ум. 548), как утверждается, был первым, кто обложил налогом 
своих франкских подданных, подвигнув их этим на восстание.
В очень ранние времена каждый свободный франк обязан был нести военную службу в 
войске короля. Позднее, похоже, только один мужчина из каждого крестьянского 
хозяйства брался на службу, поскольку известен случай, когда сыну разрешили 
вступить добровольцем в армию, чтобы занять место отца в военной кампании. Срок 
службы теоретически был не ограничен и зависел от воли короля, но фактически 
нужды сельскохозяйственного производства ограничивали время военных кампаний 
тремя месяцами, разделяющими посевную и уборку урожая. К VIII веку штраф за 
неявку во время призыва составлял у франков шестьдесят солидов, цену шести 
лошадей, а для римлян, вольноотпущенников или вассальных крестьян церкви — 
тридцать солидов. До времени Карла Великого воины должны были сами обеспечивать 
себя продовольствием. Если это встречало трудности, дисциплина падала и 
начиналось мародерство, даже на дружественной территории.
Плохую дисциплину и организацию в армиях франков отметили несколько писателей 
того времени. Византийский император Лев VI в своей «Тактике» упоминает, что 
франки исключительно плохо слушались своих вождей и дезертировали в трудных 
обстоятельствах. Графов назначал король, они не имели племенных или семейных 
связей в своих графствах, и их личный авторитет среди солдат был, таким образом,
 невелик. Когда король франков Гунтрум спросил о причинах катастрофического 
провала военной кампании против вестготов в Септимании в 586 году, то получил 
следующий ответ: «Никто из солдат не боится своего короля, никто не уважает 
герцога или графа; и если кому-то случится ополчиться на это бедствие и… он 
попытается навести дисциплину, немедленно возникает недовольство и вспыхивает 
мятеж, а к командирам возникает такая ненависть, что если человек не хочет 
мириться с плохой дисциплиной, то рискует расстаться со своей жизнью».
Начало феодализма

Во время междоусобиц, которые вспыхивали после смерти каждого короля из 
династии Меровингов и которые были вызваны борьбой наследников короля за 
передел земель, государство не могло защищать своих подданных от усиления гнета.
 Герцоги и графы для увеличения своих отрядов и в интересах обороны 
мобилизовывали своих подданных. Представители низших слоев общества, страдающие 
от постоянных войн и набегов, были рады получить защиту могущественного соседа, 
перейдя к нему на службу. Потому некоторая часть крестьян перешла в крепостное 
сословие, но большая часть перешедших оставалась лично свободными, служащими 
графу или герцогу в обмен на защиту. Германские племена 
[32]
уже имели подобную традицию в личных дружинах, которые состояли из групп воинов,
 поклявшихся следовать за выбранным ими вождем (князем, господином), принимать 
участие в его войнах, завоевывать для него добычу и, что еще более важно, славу.
 При этом родственные связи не играли особой роли и за прославленными вождями 
следовали люди из разных родов. В обмен на их службу господин, как ожидалось, 
должен был проявлять щедрость к своим последователям, награждая их подарками в 
виде золотых колец, лошадей и оружия, потчевать их угощениями и вином на своих 
пирах, а также защищать во время ссор. Господин был обязан добиваться за смерть 
одного из своих людей смерти убийцы или взыскивать вергельд, который 
выплачивали убийца или его родственники. Вергельд делился между семьей убитого 
и его господином. В случае смерти воина, если это произошло не в битве, 
ведущейся господином, такие подарки, как лошади, латы и оружие, возвращались 
господину. Это постепенно стало феодальным налогом, сравнимым с современными 
связанными со смертью налогами, но он платился господину и назывался 
по-английски heriot, дословно — «военное оснащение». Преданность своему 
господину длилась до могилы и даже дальше, поскольку, если глава военного 
отряда погибал, воин был обязан отомстить за эту смерть, иначе он доживал свой 
век во всеобщем презрении.


Эти обычаи схожи с теми, что были у галлов, которые к концу существования 
Римской империи служили у римских вельмож в качестве телохранителей. Данная 
система пережила крушение империи — по крайней мере в районе к югу от Луары, 
как можно судить по законам короля вестготов Эвриха 
[33]
конца V века.


Человек, ставивший себя под защиту другого, назывался vassus (позднее — вассал),
 что первоначально означало раба, но примерно к 700 году это слово стало 
означать свободного человека, находящегося в зависимости от другого. Акт 
перехода под защиту был назван коммендацией. Formulae Turonenses 
[34]
второй половины VIII века дает самую раннюю из известных форм коммендации. 
Свободный человек привязывал себя к другому на весь срок жизни, не имея 
возможности уйти, в обмен на пищу и одежду, выполнение некоторых неоговоренных 
служб и оказание уважения к своему повелителю — но оставлял при себе права 
свободного человека. Нужда в пище и одежде показывает на то, что в данный класс 
(сословие) попадали представители самых бедных слоев населения.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-