|
Герцоги признавали, что должны служить королю, но считали, что их земля не
является в конечном счете собственностью короля. В пределах своего герцогства
они чеканили монету, созывали ассамблеи, осуществляли правосудие и контроль над
деятельностью церкви — как во времена Меровингов.
Дворянство всегда включало в себя множество людей, которые считали, что они
имеют право делить свои земли по собственному усмотрению, не испрашивая
разрешения короля. Поначалу эти наделы назывались солнечными ленами
(Sonnenlehen), поскольку этими землями распоряжались независимо от воли земных
господ, а позднее — знаменными ленами (Fahnlenen), поскольку при пожаловании
лена использовалось знамя. Поначалу такое пожалование осуществляли только
герцоги, позднее — маркграфы, и в конце концов все самые ценные лены были
розданы таким образом. Пожалование при помощи знамени можно видеть на
иллюстрации в Sachsenspiegel
[123]
примерно 1360 года, точно так же, как пожалование при помощи перчатки,
упоминание о котором можно найти в памятнике французского героического эпоса
«Песнь о Роланде». Sachsenspiegel также позволяет познакомиться с актом
предоставления защиты как одному человеку, так и группе лиц и содержит
соответствующую клятву на священных реликвиях (Земельная библиотека Саксонии,
Дрезден).
Феодализм во французском стиле, союз института вассалитета с институтом
дарования поместий и ленов, принятие принципов защиты и клятвы верности
появились позже и всегда были больше распространены в землях, примыкающих к
Франции. Развитие феодализма повсеместно задерживалось существованием
королевских чиновников, герцогов, графов и сотников. Оттон I Великий (912;
германский король, 936–973, с 962 император Священной Римской империи) ввел в
иерархию епископов и аббатов, назначенных короной. Вормский конкордат 1122 года
частично подтвердил это тем, что по нему императору на территории Германии было
предоставлено право ограниченного вмешательства в выборы епископов и аббатов и
передачи им в лен земельных владений перед посвящением их в сан папой. Таким
образом, церковные феодалы были одной из главных опор короля. Вассалам, в
отличие от герцогов, было запрещено вести свои войны, они не имели права и
чеканить монету, однако им позволялось вершить правосудие в несложных вопросах.
При Оттоне I даже герцоги подлежали королевскому суду. К феодальной анархии,
что царила во Франции, в Германии относились с презрением, и попытки Генриха II
ввести Божий закон были сочтены несправедливым отражением общественного закона.
Лены не были наследственными до XI столетия, и, хотя графы стали получать лен
по наследству ко временам Генриха II (973; германский император в 1002–1024),
даже звание великого герцога не являлось полностью наследственным до правления
Генриха IV (1050; германский император в 1056–1106). Рыцари и рыцарство, по
всей видимости, не существовали до XII века. Первая письменная запись, в
которой упоминается рыцарство в Германии, относится к посвящению в рыцари
венгерского короля германским королем Конрадом III в 1146 году, возможно, в
подражание французской практике, которую германцы могли видеть во Втором
крестовом походе.
В Германии осталось очень много свободных людей, которые не подчинялись
какому-либо сеньору. До XI века частым явлением были вассалы без лена, и
Heerban — войско, основанное на обязанности всех свободных людей защищать
королевство, — сохранилось в Германии дольше, чем где бы то ни было. В битве
при Бувине (1214), где французы во главе с королем Филиппом II Августом
одержали победу над войском германского императора Отгона IV, много свободных
саксов сражалось в пешем строю. Эти свободные люди (Fregebur), которые чаще
всего встречались в Саксонии и Баварии и намного в меньшем числе в Швабии и
Франконии, имели такой же вергельд, как и рыцари (Ritter), давали клятву, как в
Англии, и формировали Heerban.
Главной особенностью, отличавшей немецкий феодализм от феодализма в других
странах, была ministerialis, «несвободные рыцари». Хотя в Англии и Франции
вассалы могли быть проданы, отданы или дарованы волей своего господина, они по
закону считались свободными, тогда как ministerialis свободными не были. Они,
похоже, произошли из высшего слоя крепостных, осуществлявших услуги, а не
работавших на земле и во времена Каролингов поднявшихся до должностей
управляющих. Поначалу их служба была совершенно невоенной, и в 789 году Карл
Великий постановил, что «несвободные рыцари», которые оказывали важные военные
услуги, должны получить свободу. По прошествии времени они становились
должностными лицами — как у дворян, так и при королевском дворе, поскольку их
должность при вассале свидетельствовала об их умении вести хозяйство, а также о
преданности вассала, который не потерял свой земельный надел из-за обвинения в
неверности. Слуга привык повиноваться, у свободного вассала подобной привычки
не было. К XII веку, когда класс, в который входили «несвободные рыцари»,
полностью сформировался, его представители стали регулярно выполнять военные
обязанности, а их статус стал наследственным — если не по закону, то фактически.
Итальянские военные кампании показали, что «несвободные рыцари» очень нужны
армии, поскольку немецкие феодалы неохотно служили столь далеко от дома. В
воинских контингентах из Южной Германии, которые посылали в эти кампании, число
вассалов сократилось с 71 процента в 1096–1146 годах до 3 процентов в 1191–1240
годах. Место отсутствующих заполнили «несвободные рыцари». Они составили
большую часть армии Конрада III во время Второго крестового похода. Их срок
|
|