Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: А.В.Б. Норман - Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
довольно неразумно пытаться рассказать о европейском феодализме в целом, кроме 
как в самых общих чертах. За пределами Северной Франции и тех стран, которым 
такой феодализм был насильственно навязан (например, Англия, Сицилия и Южная 
Италия, Иерусалимское королевство и др.), можно найти множество различий. Почти 
повсеместно, даже во Франции к югу от Луары, остались свободные земли, не 
имевшие никакого господина, в остальных же землях количество вассалов и 
сложность вассальных отношений менялись от места к месту. К примеру, в 
некоторых частях Южной Франции вассальные отношения устанавливались лишь 
клятвой верности, обещанием ни в каком виде не наносить вреда господину и его 
интересам; вопрос о принятии феодальной присяги при этом не ставился. 
Достаточно было, не прибегая к церемониям, простого пожатия рук, выражения воли 
стать вассалом и согласия на это господина. В Северной Италии клятва верности 
господину исчезла в XII столетии, и вассальные отношения устанавливались только 
клятвой верности вассала феодалу. Особый класс несвободных рыцарей, которые 
носили название ministeriales, существовал в Германии, Голландии, Бельгии и 
Люксембурге, но эти рыцари не давали клятвы верности господину, поскольку уже 
считались собственностью своего господина.


В России, Скандинавии, Кастилии и Леоне можно найти определенные феодальные 
обычаи, но в этих странах феодальная система никогда не была развитой в полной 
мере. Даже феодальная терминология была в разных европейских странах разной. К 
примеру, слово vavassor относилось во Франции к зависимому от сеньора вассалу 
низкого ранга, иногда служившему с неполным комплектом защитного вооружения; в 
Северной Италии этим словом обозначался вассал короны, а в Англии это слово 
могло означать свободного человека, являющегося военнообязанным — но не 
обязательно вассала. В Северной Италии система управления и организация больших 
торговых городов и традиции городской жизни, восходящие к римским временам, 
всегда брали верх над феодализмом, который был институтом, основанным 
исключительно на земельной собственности и сельских общинах. Богатство городов 
было много большим, чем богатство феодальных владений. Итальянское дворянство, 
значительная часть которого занималась торговлей, стремилось жить в городах и 
иногда имело там укрепленные дома. Примером города с такими домами является 
имеющий множество башен Сан-Джиминьяно
[116]
. В Германии тоже развилась довольно своеобразная социальная система, поскольку 
эта страна сравнительно меньше подвергалась опустошительным набегам норманнов
[117]
, а на троне сменяли друг друга достаточно сильные монархи, способные защитить 
свое государство и не допустить междоусобиц, в которые погрузилась, например, 
Франция после распада империи Каролингов
[118]
.

В целом, как мы уже говорили, сутью феодальной системы была служба в обмен на 
защиту. Даже в столь поздний период, как XIV век, между рыцарями и крестьянами 
существовал своего рода обмен — охрана за работу, — из которого, собственно, и 
развился феодализм. В книге «Пирс-землепашец» крестьянин говорит, что будет 
работать в поте лица своего на рыцаря, который, в свою очередь, будет защищать 
его и Святую Церковь от злодеев и охранять землю от преступников. Во Франции, 
колыбели феодализма, можно было добавить к этой фразе «нет земли без господина, 
нет господина без феодального поместья».

Вся земля рассматривалась как принадлежащая королю, который служит Богу. Высшее 
дворянство, сеньоры, имели наделы, которые теперь назывались fief, «лен, 
феодальное поместье», а не benefice, «поместье», в обмен на auxillium и 
consilium — обязанность служить королю с оговоренным числом рыцарей (этих 
рыцарей называли servicium debitum) и помогать королю советами во всех случаях, 
когда это требуется. Земельный собственник, в свою очередь, делил свой лен 
между более мелкими собственниками, в соответствии с числом рыцарей, которых он 
должен был предоставить королю для военной службы. Если земельное владение 
рыцаря было большим, он, в свою очередь, раздавал участки, чтобы получить 
дополнительное число рыцарей. Сеньор, в свою очередь, должен был защищать своих 
вассалов, — на континенте это означало участие в войне при угрозе владениям 
вассала и защита вассала в суде, даже в королевском суде. Сеньор также должен 
был давать советы вассалу и предоставлять необходимое обеспечение, которое 
обычно заключалось в том, что вассалу даровался лен. Согласно записям, во 
Франции имелось много вассалов, у которых был очень маленький лен; от них 
требовалась военная служба, которая уступала службе рыцаря, причем эти вассалы 
могли иметь неполный комплект доспехов. В XII столетии еще были вассалы, 
которые все еще не имели лена, их содержали в поместье господина, но число 
таких было невелико и постоянно сокращалось. Во Франции при слабых королях 
центробежные силы были столь велики, что герцоги и графы смогли вынудить 
множество вассалов короля служить в своих поместьях. К XI веку герцоги 
Бургундские были способны к возведению замков на аллодах 
[119]
в своей сфере влияния, и аллоды преобразовывались в лены герцога до того, как 
он получал на это разрешение.


 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-