Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: А.В.Б. Норман - Средневековый воин. Вооружение времен Карла Великого и Крестовых походов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-
 
он обычно ожидал за свою службу надел земли, соответствующий его рангу. Обычно 
этот надел освобождался от налогов, а крестьяне — от всех повинностей, кроме 
военной — обязанности чинить мосты и работать на строительстве крепостей и 
других укреплений. Эти обязанности назывались trimoda necessitas, и каждый 
свободный крестьянин обязан был принимать в них участие. Однако в некоторых 
случаях вассал также требовал дополнительной службы, например участия в эскорте.
 Вассалам более высокого ранга служили вассалы более низкого уровня. У церкви 
были собственные вассалы, которые селились в ее владениях. Молодые сыновья 
вассалов сопровождали короля повсюду, являясь телохранителями, слугами высшего 
ранга и должностными лицами. Из вассалов в более почтенном возрасте подбирались 
люди для службы камергерами и сенешалями, некоторые были советниками и 
проводили при дворе лишь часть времени. Альфред организовал службу своих тэнов 
так, что они находились при дворе лишь один месяц из трех, чтобы иметь 
возможность заниматься своими владениями. Их вергельд составлял 1200 шиллингов, 
в то время как за свободного простолюдина выплачивали 200. Во времена Альфреда 
вассал платил 120 шиллингов за неявку на военную службу, тогда как свободный 
крестьянин только 30. Позднее, когда владения вассалов стали передаваться по 
наследству, вассалом считался человек, владеющий по крайней мере пятью 
крестьянскими хозяйствами с примерно 100 акрами земли каждое. 100 акров хватало 
для поддержания по крайней мере одного крестьянского хозяйства, однако размер 
надела менялся в зависимости от его плодородия. Если простолюдин настолько 
процветал, что сам имел пять наделов, с которых платил налоги королю, то за его 
убийство платился вергельд, как за тэна. Однако это право простолюдин получал 
только через три поколения владения пятью наделами. При этом он продолжал 
считаться простолюдином, даже если у него был меч с золотыми украшениями, 
кольчуга и шлем.
Писатели более позднего времени свидетельствуют, что купец, совершивший три 
поездки за море на своем собственном корабле, получал звание тэна. Хотя мы не 
знаем, как это происходило, присвоению титула должна была соответствовать 
определенная церемония, поскольку производство в тэны надо было довести до 
народа. Аналогично освобождение раба включало в себя вручение ему в руки оружия 
простолюдина, что символизировало переход раба в другое сословие. Законы 
Генриха I постановляли, что раб при освобождении должен получать оружие 
свободного человека и что церемония должна проводиться в каком-нибудь 
общественном месте — в церкви, на рынке, в деревне или при дворе — перед 
свидетелями.

Земельная перепись
[96]
, произведенная Вильгельмом Завоевателем в 1086 году
[97]
, делает различие между тэнами, которые могли делать со своей землей все, что 
хотели, и тэнами, которые теряли свою землю после того, как покидали своего 
господина. Похоже на то, что к первому классу относились те, кто приходил на 
службу к лорду ради защиты, а ко второму — те, кто получал землю от лорда в 
качестве дара.


Часть тэнов имела множество земельных наделов, разбросанных по множеству широв
[98]
. С другой стороны, согласно Земельной переписи, было множество тэнов, которые 
имели меньше пяти наделов, что часто происходило после раздела земли между 
сыновьями. Поместье Салден в Бакингемшире, оцениваемое в Земельной переписи 
чуть больше чем в три надела, находилось во владении четырех тэнов, которые 
служили совершенно разным правителям.


Оружие и защитное вооружение саксов

Оружие англосаксов самого раннего периода может быть реконструировано по весьма 
значительному количеству находок в погребениях и по упоминаниям в поэзии. Самым 
распространенным было копье, традиционное оружие Одина
[99]
. Обычно в погребениях от копий сохранялся только наконечник и несколько 
фрагментов деревянного древка (рис. 4). Как правило, древко изготовлялось из 
ясеня
[100]
, что видно из использования слова aesc в качестве синонима копья в поэзии 
саксов. Самих воинов при этом называли aescberend, копьеносцы. Находки в 
погребениях позволяют сделать вывод, что копья имели несколько более двух 
метров в длину, но иллюстрации к манускриптам более позднего времени показывают 
намного более длинные копья. Heriot некоего Вульфсиге включал в себя копье, 
перевитое золотой полосой
[101]
. Некоторые сохранившиеся наконечники копий имели углубления (насечку), в 
которые вставлялись (набивались) серебро, медь или бронза. Длина наконечников 
была разной, но не более шестидесяти сантиметров. В нескольких случаях на 
наконечник наносился узор. Наконечники с зазубринами обнаруживаются редко, но 
их часто можно видеть в иллюстрациях к рукописям. Копье использовалось и как 
колющее оружие, и как метательное. В «Малдоне» поэт пишет: «Тогда пусти тяжелое,
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 123
 <<-