|
теперь его не заботит ни честь, ни слава; он отказывается от военного поприща,
обривает голову, надевает священническое облачение и посвящает остаток своих
дней паломничеству к святым местам, никогда не поворачиваясь спиной к западу,
где лежит рай, откуда приходит спасение и куда солнце каждый день спешит на
покой.
Критики могут указать на изъяны этой истории. Пусть так, но она показывает, что
нежность, жалость и любовь украшают самые кровавые подвиги самурая. Старая
самурайская пословица гласит: «Не пристало охотнику убивать птицу, которая
прячется у него на груди». Это хорошо объясняет, почему движение Красного
Креста, имеющее столь явно христианский характер, так легко укоренилось в
Японии. За десятки лет до того, как мы услышали о Женевской конвенции, наш
великий романист Бакин показал нам, что следует исцелять поверженного врага. В
княжестве Сацума, известном своим воинственным духом и воспитанием, молодые
люди по общепринятому обычаю занимались музыкой; не под громкий звук трубы и
дробь барабанов – «шумных предвестников крови и смерти», – которые побуждают
нас подражать поведению тигра, а под печальный и нежный напев бивы
[22]
, что смиряет наш пламенный дух, отвлекает нашу мысль от запаха крови и
кровопролитных сцен. Полибий рассказывает нам об аркадском законе, который
требовал, чтобы все юноши младше тридцати лет занимались музыкой, дабы это
нежное искусство смягчило суровости неприветливого края. Именно влиянию музыки
он приписывает отсутствие жестокости в этой области Аркадских гор.
Сацума не было единственным местом в Японии, где мягкосердечие внушалось
воинскому сословию. Принц Сиракавы оставил нам несколько разрозненных мыслей, и
среди них такую: «Хотя они украдкой подступают к твоему ложу в тихие часы ночи,
не прогоняй, но лелей их – благоухание цветов, отзвуки дальних колоколов,
жужжание насекомых морозной ночью». И дальше: «Хотя они задевают тебя, этим
троим ты должен простить: ветру, разбросавшему твои цветы, облаку, скрывшему
луну, и человеку, ищущему с тобой ссоры».
Именно ради того, чтобы по видимости выразить, а по сути развить эти нежные
чувства, и поощрялось стихосложение. Поэтому нашей поэзии свойственна затаенная,
но сильная склонность к душевному подъему и нежности. Известная история о
молодом деревенском самурае служит этому наглядной иллюстрацией. Когда ему
велели научиться стихосложению и дали «Трели славки»
[23]
для первой попытки, он вспылил и бросил к ногам господина эти неотделанные
строчки:
Храбрый воин отвращает ухо,
Чтобы не слышать
Песню славки.
Его господин, не обескураженный грубым поведением своего подопечного, продолжал
поощрять юношу, пока однажды музыка не пробудилась в его душе, и, отвечая на
сладкие напевы угуису, он написал:
Встает могучий, в кольчуге воин,
Чтобы услышать песню славки,
Сладко щебечущей средь деревьев.
Нас восхищает героический эпизод короткой жизни Кёрнера, когда тот, раненный,
лежа на поле боя, написал свое знаменитое «Прощание с жизнью». Среди наших
воинов случаи подобного рода встречались отнюдь не редко. Лаконичные,
афористичные по своему характеру японские стихи особенно удачно подходят для
спонтанного выражения одного чувства. Человек, получивший хотя бы какое-то
образование, либо был поэтом, либо, по крайней мере, сочинял вирши. Часто можно
было видеть, как воин останавливается на ходу, вынимает из-за пояса письменные
принадлежности и пишет оду – такие сочинения находили после в шлеме или в латах,
сняв их с бездыханного тела.
То, что совершило христианство в Европе, чтобы возбудить сострадание среди
ужасов войны, в Японии сделала любовь к музыке и литературе. Воспитание нежных
чувств внушает человеку внимание к чужим страданиям. А скромность и
услужливость, движимые уважением к чужим чувствам, лежат в основе вежливости.
Глава 6
Вежливость
Иностранцы, как правило, отмечают такие характерные японские черты, как
учтивость и воспитанные манеры. Вежливость – ничтожная добродетель, если она
происходит только из боязни оскорбить хороший вкус, в то время как она должна
|
|