Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Инадзо Нитобэ, Фредерик Норман - Японский воин
<<-[Весь Текст]
Страница: из 62
 <<-
 
[49]
на войлочный ковер спиной к алтарю; кайсяку опустился на колени слева от него. 
Затем вперед вышел один из трех присутствовавших чиновников, держа в руках 
подставку, какая используется в храмах для приношений, и на ней лежал обернутый 
в бумагу вакидзаси, короткий меч японцев, девяти с половиной дюймов длиной, с 
острым как бритва лезвием. Распростершись, он передал вакидзаси осужденному, 
который принял его, благоговейно поднял над головой обеими руками и положил 
перед собой.

После глубокого поклона Таки Дзэндзабуро голосом, который выдавал ровно столько 
волнения и нерешительности, сколько можно ждать от человека, делающего 
мучительное признание, однако ничем не выдав его ни лицом, ни движением, 
произнес следующее: «Я, и только я недозволенно отдал приказ стрелять по 
иностранцам в Кобе и затем еще раз, когда они попытались бежать. За это 
преступление я совершаю сэппуку и прошу вас, присутствующих здесь, оказать мне 
честь и быть моими свидетелями».
Еще раз поклонившись, говоривший сбросил верхнюю одежду до пояса и обнажил 
верхнюю половину тела. Согласно обычаю, он тщательно подоткнул рукава под 
колени, чтобы они помешали его телу упасть на спину, ибо благородный японский 
воин должен умереть только падая вперед. Уверенно, твердой рукою он взял 
лежавший перед ним меч, посмотрел на него с тоской, почти с любовью; мгновение 
казалось, будто он собирается с мыслями в последний раз, после чего он глубоко 
вонзил клинок слева ниже талии, медленно провел поперек направо и, повернув меч 
в ране, сделал надрез вверх. Во время этой отвратительно болезненной операции 
ни один мускул не дрогнул на его лице. Наконец он вынул меч, наклонился вперед 
и вытянул шею; выражение боли впервые исказило его лицо, но он не издал ни 
звука. В тот миг кайсяку, все еще сидевший на коленях рядом и пристально 
наблюдавший за каждым его движением, вскочил на ноги, на миг взмахнул мечом над 
головой; сверкнуло лезвие, раздался тяжелый, мерзкий звук удара и грохот 
падения. Одним ударом голова была отсечена от тела.
Воцарилась мертвая тишина, нарушаемая только жутким звуком крови, бившей из 
неподвижной груды перед нами, которая секунду назад была смелым и благородным 
человеком. Это было ужасно.
Кайсяку низко поклонился, вытер запятнанный кровью меч принесенной для этой 
цели бумагой и удалился с помоста; после чего кровавое свидетельство 
произошедшего было торжественно унесено.
Затем два представителя микадо сошли со своих мест и, подойдя к сидевшим 
иностранцам, призвали нас быть свидетелями того, что смертный приговор над Таки 
Дзэндзабуро был приведен в исполнение. Церемония завершилась, и мы покинули 
храм».
Я мог бы привести еще тысячи примеров из литературы или рассказов очевидцев, но 
достаточно будет еще одного описания.
Два брата, Сакон и Наики, двадцати четырех и семнадцати лет от роду, собирались 
убить Иэясу, чтобы отомстить за несправедливость, причиненную их отцу; но еще 
прежде, чем они успели войти в лагерь Иэясу, их схватили. Старого военачальника 
восхитила отвага юношей, посмевших покуситься на его жизнь, и он позволил им 
умереть с честью. Их младший брат Хатимаро, восьмилетний мальчик, должен был 
разделить их участь, так как все мужчины их рода были приговорены к смерти. 
Троих братьев отвезли в монастырь, где им надлежало привести приговор в 
исполнение. При этом присутствовал врач, который и записал в своем дневнике 
нижеприведенную сцену: «Когда все трое сели в ряд для совершения «ухода», Сакон 
повернулся к младшему брату и сказал: «Уходи ты первый, ибо я хочу убедиться, 
что ты все сделаешь верно». Но мальчик ответил, что, так как он никогда не 
видел, как совершают сэппуку, он бы хотел посмотреть, как это делают его братья,
 чтобы последовать их примеру. Старшие братья улыбнулись сквозь слезы: «Хорошо 
сказано, малыш! Ты достойный сын нашего отца и можешь гордиться этим». После 
того как они посадили Хатимаро между собой, Сакон вонзил меч в левую часть 
живота и сказал: «Смотри, брат! Теперь ты понимаешь? Но не вонзай меч слишком 
глубоко, иначе упадешь назад. Лучше наклонись вперед и твердо держи колени». 
Наики сделал то же и сказал мальчику: «Не закрывай глаз, чтобы не уподобляться 
умирающей женщине. Если твой кинжал почувствует внутри преграду и сила подведет 
тебя, то собери всю храбрость и удвой усилия, чтобы перерезать живот». Мальчик 
смотрел сначала на одного, потом на другого и, когда оба испустили дух, 
спокойно обнажился до пояса и последовал примеру братьев».
Прославление сэппуку, вполне естественно, вызывало большой соблазн совершить 
его без дозволения. По самым бессмысленным или совершенно не достойным смерти 
причинам вспыльчивые юноши устремлялись к сэппуку, как насекомые к огню; 
путаные и сомнительные мотивы приводили к этому поступку самураев в большем 
числе, чем монахинь к воротам монастыря.
Жизнь стоила дешево – дешево по распространенным понятиям чести. Самое 
печальное, что честь, которая всегда, так сказать, пользовалась большим спросом,
 не всегда была из чистого золота, но порою была сплавлена с низкими металлами. 
Ни один круг ада не может похвастаться большим числом японцев, чем седьмой, к 
которому Данте отнес всех, кто собственноручно свел счеты с жизнью!
И тем не менее для настоящего самурая спешить со смертью или стремиться к ней 
считалось равносильным трусости. Когда воин проигрывал битву за битвой и бежал 
от преследующих врагов из долины в горы, из лесов в пещеры и оказывался, 
голодный и одинокий, в темном дупле дерева, с затупленным в бою мечом, 
сломанным луком, без единой стрелы, – разве в таких же обстоятельствах после 
битвы при Филиппах даже благороднейший римлянин не пал бы на свой меч? – он 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 62
 <<-