Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Инадзо Нитобэ, Фредерик Норман - Японский воин
<<-[Весь Текст]
Страница: из 62
 <<-
 
японские купцы феодальной эпохи имели свой кодекс чести, без которого никогда 
не смогли бы сформироваться такие фундаментальные коммерческие институты, как 
гильдии, банки, биржа, страхование, чеки, тратты и подобные им вещи; но в 
отношениях с людьми не своего круга купцы слишком явно оправдывали репутацию 
своего сословия.
Итак, когда страна открылась для иностранных коммерсантов, лишь самые 
предприимчивые и нещепетильные бросились к морским портам, тогда как уважаемые 
торговые дома в течение некоторого времени отклоняли неоднократные просьбы 
властей открыть там филиалы. Неужели бусидо оказалось неспособно выстоять в 
потоке бесчестной коммерции? Посмотрим.
Те, кто хорошо знаком с нашей историей, припомнят, что лишь через несколько лет 
после открытия японских портов для иностранных торговцев пал феодализм, и 
вместе с ним самураи лишились своих землевладений. Взамен они получили 
облигации и право свободно вкладывать их в коммерческие предприятия. Возможно, 
теперь вы спросите: почему же они не смогли привнести свою хваленую честность в 
новые деловые отношения и таким образом положить конец прежним 
злоупотреблениям? Те, кто имел глаза, чтобы видеть, не могли не дать волю 
слезам, те, кто имел сердце, чтобы чувствовать, не могли не проникнуться 
жалостью к судьбе многих благородных и честных самураев, которые окончательно и 
безвозвратно погибли в этом новом и незнакомом море предпринимательства в силу 
простого недостатка прозорливости, соперничая с ловким конкурентом из 
простолюдинов. Если в такой индустриальной стране, как Америка, прогорают 
восемьдесят процентов фирм, удивительно ли, что из сотни занявшихся коммерцией 
самураев едва ли один смог добиться успеха на новом поприще? Пройдет еще много 
времени, прежде чем страна узнает, сколько самураев лишились состояния, пытаясь 
применить этику бусидо в бизнесе; но любому неглупому наблюдателю уже вскоре 
стало очевидно, что богатства честью не накопишь. В чем же лежит между ними 
различие?
Из трех побудительных стимулов честности, которые перечисляет Лекки, а именно 
промышленный, политический и философский, первый совершенно отсутствовал в 
бусидо. Что касается второго, то он едва ли мог развиться в политическом 
сообществе при феодальной системе. Именно в философском аспекте, наивысшем, как 
говорит Лекки, честность достигла высокого положения в нашей иерархии 
достоинств. Конечно же я искренне уважаю безукоризненную коммерческую честность 
англосаксонских народов, но, когда прошу объяснить мне основной ее принцип, мне 
отвечают, что «честность – наилучшая политика», то есть что честность окупается.
 Значит, она не является достоинством самим в себе? Если придерживаться 
честности, лишь потому что она приносит больше дохода, чем лживость, то боюсь, 
что бусидо скорее примется лгать!

Хотя бусидо отвергает теорию вознаграждений «услуга за услугу», более 
практичный торговец охотно ее принимает. Лекки очень точно подмечает, что своим 
распространением честность в большой степени обязана коммерции и производству. 
Как говорит Ницше, честность – младшая из добродетелей; иными словами, она 
приемыш современного промышленного века. Без этой матери честность была словно 
осиротевший отпрыск благородного семейства, которого лишь самый развитый ум мог 
взять на воспитание и взрастить. Такие умы в основном встречались среди 
самураев, но из-за отсутствия более демократичной и утилитарной приемной матери 
нежное дитя не смогло расцвести. С наступлением эры промышленности честность 
окажется легким, нет, выгодным достоинством. Подумать только, еще в ноябре 1880 
года Бисмарк разослал циркуляр консулам Германской империи, извещая их о 
«прискорбном недостатке надежности поставок из Германии, как в отношении 
качества, так и количества». В наши дни мы уже сравнительно мало слышим о 
ненадежности и нечестности немцев в коммерции. За двадцать лет коммерсанты 
поняли, что в конечном итоге честность окупается. Это открытие уже сделали и 
японцы. Желающим разобраться подробнее я рекомендовал бы прочесть две недавно 
изданные книги, касающиеся этого вопроса
[30]
. В этой связи интересно отметить, что честность и честь даже выступали 
гарантиями коммерсанта, когда тот брал деньги в долг. В долговые расписки часто 
включались подобные условия: «В случае невыполнения обязательств не возражаю 
против публичного осмеяния», «В случае невыплаты долга позволяю назвать меня 
дураком» и прочее в таком же роде.

Я часто думал, имела ли правдивость в системе бусидо какой-то иной мотив, более 
высокий, чем храбрость. В отсутствие решительного запрета на лжесвидетельство 
ложь не осуждалась как грех, но порицалась как слабость, а будучи слабостью, 
считалась до крайности позорной. По существу дела, понятие честности столь 
глубоко запутано, а ее происхождение в латинском и германских языках 
этимологически настолько отождествлено с честью, что нам пора ненадолго 
прерваться и рассмотреть это качество в преломлении принципов бусидо.



Глава 8
Честь


Чувство чести, заключающее в себе живое осознание личного достоинства и 
ценности личности, было неотъемлемым для самурая, рожденного и воспитанного в 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 62
 <<-