|
возили в ней лишь воров, бандитов и убийц. Карлик низкого рождения, стоящий под
телегой, предлагает сесть в нее, если они хотят найти королеву. После двух
секунд колебания (отметим эту деталь) рыцарь принимает предложение карлика:
Любовь того желает, и он в нее садится,
Поскольку не боится позора,
Раз любовь повелевает и желает того.
В этом моменте заключен фундаментальный смысл произведения. Говэн, который
вовсе не влюблен в свою тетку, отказывается сесть в телегу. Другой же
неизвестный, едва въезжает на своем экипаже в замок, крепость или город, сразу
же подвергается оскорблениям простолюдинов и знати, молодых и стариков:
Все спрашивают: «Какой казни
Будет предан этот рыцарь?
Сдерут с него кожу или повесят,
Утопят или сожгут на костре?
Скажи, карлик, ведущий лошадь,
В каком преступлении он уличен?
Он уличен в краже?
Он убийца или проиграл судебный поединок?»
Я опускаю более или менее неправдоподобные эпизоды романа, упоминая лишь те, в
которых раскрывается душа влюбленного. Он погружен в свои мысли (такое
состояние характерно для охваченного любовью рыцаря):
Рыцаря в телеге
Ведет сила любви.
Мысли его о ней так сильны,
Что он забывает сам себя,
Не знает, жив он или нет;
Не помнит своего имени,
Не знает, вооружен ли он,
Не знает, откуда и куда он едет;
Он помнит лишь одно, и ради этого
Он забыл все на свете.
Он думает о той,
Кого не видит и не слышит.
Тем не менее он бросается на выручку девице, на которую напал рыцарь,
собирающийся ее изнасиловать, потому что:
Господи, что я мог сделать?
Я пустился в путь ради столь великой цели —
Спасти королеву Гениверу.
У меня не должно быть заячьего сердца,
Поскольку то, что я делаю, я делаю ради нее.
Он освобождает ее от псевдопреследователей (все это было лишь инсценировкой) и
отказывается от ее подарка (а предлагает она себя). Его новая «победа»,
согласно обычаям Логрского королевства (то есть королевства Артура), следует за
ним и, найдя на краю фонтана гребень, за зубцы которого зацепились несколько
волосков Гениверы, отдает их ему, и он начинает им поклоняться, целовать, а
затем прячет на груди, под рубахой.
Приведенный стариком монахом на кладбище, он поднимает надгробие с загадочной
могилы, такое тяжелое, что потребовалось бы семь человек, чтобы сдвинуть его с
места. Он же справляется один, что показывает, что герою предначертано
освободить пленников королевства «откуда никто не возвращается». Мы уже
говорили, что в каждом романе Кретьена де Труа имеется эпизод с путешествием в
ад, откуда избранный возвращается, как Иисус. Чтобы попасть туда, он выбирает
прямой путь, предпочтя его более безопасному, но более долгому. Его дорога
лежит через опасный и трудный мост Меча:
Лучше умереть, чем отступить.
Итак, сцена за сценой, фраза за фразой, в романе, рассказывающем вроде бы об
унижении, нам излагается моральный кодекс идеального рыцаря. Он страдает, но:
Утешается и лечит его
|
|