|
Клижес получает такой удар, что падает на колени. Укрепленный криком своей
возлюбленной, воскликнувшей: «О, Господи!», он поднимается и бросается на
противника, которого вынуждает просить о пощаде. Рыцарь сохраняет жизнь
поверженному противнику – таково рыцарское правило. Клижес, как и его отец,
отправляется ко двору Артура в Оксфорд, где суверен организовал великолепный
турнир, и везет в Уолингфорд на Темзе доспехи, купленные в Лондоне, – черные,
алые, зеленые. В первой схватке черный рыцарь на вороном коне побеждает
неудержимого Саргемора, на следующий день, в зеленых доспехах, на рыжем коне,
он выбивает из седла Ланселота Озерного ударом копья в щит, а в третий день тот
же самый Клижес в алых доспехах побеждает Персиваля Галльского и многих других:
Его щит был как наковальня,
Потому что все колотят по нему
И разрубают его.
Но каждый ударивший в него платит за это
И валится с седла,
И никто, если только он не желает солгать,
Не скажет вам, что к концу дня
Не победил рыцарь с красным щитом.
Рыцарь в красных доспехах исчезает, но у его двери выставлены все три доспеха:
черный, зеленый и красный, так что его противники понимают, что их победил один
и тот же рыцарь, но на следующий день он возвращается уже в белых доспехах,
более белых, чем цветы лилии, чтобы помериться силой со своим дядей Гавейном,
но после того, как копья сломаны, поводья обрублены, они спешиваются и начинают
поединок на мечах. Бьются они с такой ловкостью и храбростью, что Артур
приказывает остановить этот равный бой. Клижес отпускает своих пленников под
честное слово, при условии, что они признают его победителем.
Дальнейшее развитие сюжета романа не имеет отношения к рыцарству, а
рассказывает о любви Клижеса и Фенисы, которые наконец соединились,
инсценировав ее смерть:
Храбрость и любовь, живущие в нем,
Сделали его храбрым и доблестным.
Глава 11
ТРИУМФ ЖЕНЩИНЫ
«Ланселот, или Рассказ о рыцаре в телеге», написанный около 1167 года,
знаменует середину как творческого, так и жизненного пути Кретьена де Труа.
Сюжет его был предложен, а точнее – навязан автору принцессой Марией, супругой
Анри I Щедрого, графа Шампанского, и дочерью Элеоноры Аквитанской:
Скажу лишь, что действую
По ее указанию в этом произведении,
Вкладывая в ум и труд.
О Рыцаре в телеге
Начинает Кретьен свою книгу.
Сюжет и замысел книги дает
Графиня, а он
Исполняет, так что вкладывает
В него свой труд…
Эта правнучка первого трубадура, Гийома IX, графа де Пуату и герцога
Аквитанского, мечтала ввести на севере милые ей куртуазные нравы юга, особенно
почитание женщины, возносимой на пьедестал ее покорным обожателем. Здесь
наиболее четко проявилось взаимопроникновение искусства и жизни, а идеалы,
которые воплощают персонажи, это идеалы самой Марии, а не писателя. Широкое
распространение и известность этого произведения сделают его образцом для всех
последующих куртуазных романов, требником которых служил Ars honeste amandi
духовника Марии Андре.
Ко двору Артура, изображенному так, как мог бы выглядеть двор короля Франции во
дворце Сите, в замок Камелот возле Карлиона или Керлиона (города легионов), на
юге Уэльса, в день Вознесения приезжает неизвестный рыцарь, который требует
королеву Гениверу в обмен на удерживаемых им в плену в своем королевстве
рыцарей, дам и девиц. Она следует за незнакомцем в сопровождении сенешаля Кея.
Когда король и его двор, в свою очередь, двинулись в путь, то нашли одного коня
Кея, без всадника; повод был порван, ленчик разломан, ремни стремян в крови.
Говэн первым замечает вооруженного рыцаря в шлеме, со щитом на шее и с мечом на
поясе, возле телеги. В те времена телега была равнозначна позорному столбу, и
|
|