|
Глава 9
БЕЗУМИЕ В ГЕРОИЧЕСКОМ ЭПОСЕ. ИЗАМБАР И РАУЛЬ ДЕ КАМБРЭ
«Песнь о Роланде» представляет в образе главного героя совершенного, но не
идеального рыцаря. Идеальный рыцарь скорее Оливье, поскольку наряду с
храбростью он обладает чувством меры. Хорошо известен стих, противопоставляющий
их (1093):
Роланд отважен, Оливье разумен.
Также урок, который тот преподает своему другу, отказывающемуся трубить в рог,
чтобы позвать на помощь императора, боясь, что тем самым опозорит милую Францию
и подвергнется осуждению в песне (Рол., 1724–1726):
Разумная осторожность не безумие,
Умеренность лучше чрезмерной смелости.
Французы погибли по вашей вине.
Ваша безрассудная смелость – наша беда!
Из-за нее вы погибнете, а на Францию ляжет позор.
Это настоящая обвинительная речь разумного человека безумцу, которого не
остановят никакие слабости или дружеские чувства. Оценка эта заслуженна и
применима даже в наши дни ко многим до безумия храбрым командирам (я сам знавал
таких), которые совершенно не берегут вверенных им людей.
Итак, если барону Роланду чего-то не хватает для того, чтобы стать идеальным
рыцарем, так это чувство меры, хотя данное выражение прямо не произносится;
зато есть в избытке гордыня, что навлекает на него кару небесную.
Однако, хотя Роланд и повинен в излишней дерзости, его все же нельзя зачислить
в категорию безрассудных рыцарей, о которой мы сейчас поговорим и которая
появляется в эпическом цикле о мятежных баронах «Доон де Майанс».
Старейшая из поэм этого цикла, также восходящая как минимум к XI веку, –
«Гормонд и Изамбар», возможно хронологически первая из наших героических поэм,
записанная восьмисложным стихом, как «Кантилена святой Эулалии» (IX в.), и
снабженная рефреном. Мятежный рыцарь Изамбар не только безрассуден, не только
стоит вне закона; он также ренегат, что часто сочетается: разрыв феодальных
связей влечет и разрыв связей религиозных. Он стал жертвой несправедливости со
стороны короля Людовика III (умер в 882 г.), который допустил убийство брата
героя, а его сестру принудил выйти замуж за убийцу. Поэтому герой бежит к
сарацинскому королю Гормонду (в действительности к норманну Гор-дмунду),
опустошившему Вимё и Понтьё.
Главная тема – бунт героя, который, ради свершения кровной мести, в
соответствии с германским правом выкупающейся вергельдом, не останавливается
перед тем, чтобы выступить с оружием в руках против законного монарха и предать
огню и мечу родную страну. Этот тип крайнего индивидуалиста нам известен не
только по героическому эпосу, но и по нашей истории, включая сюда Монморанси,
Конде, Моро и Бернадота
[10]
.
Правда, в финале (как в литературе, так и в жизни) герой в конце концов вновь
становится на путь истинный и возвращается на родину и в лоно церкви. Таков
Изамбар, таким будет Рауль де Камбрэ, чью могилу монахи Сен-Жери де Камбрэ
будут подновлять и с гордостью показывать.
Рауль де Камбрэ, герой поэмы, носящей его имя (и тоже датируемой XI в.),
предстает как воплощение безумия, против которого постепенно и были
сформулированы законы рыцарства. Лишенный королем Людовиком своих владений,
Камбрэ и прилежащей области, он требует в качестве компенсации Вармандуа,
которое ему дают при условии, что он сам завоюет его у четырех сыновей Герберта.
Напрасно мать умоляет его ничего не предпринимать. Он бросается в монастырь
Ориньи-Сент-Бенуат, настоятельница которого, Марсента, мать Бернье,
«вскормленника» Рауля, выходит ему навстречу. Равнодушный к мольбам и одной и
другого, Рауль ужинает на алтаре, разрушает монастырь и сжигает его монашек.
Вот против таких насилий церковь и боролась, создавая рыцарство.
Казалось, ничто не предвещало, что юный Рауль, воспитанный Герри Белокурым,
станет тем надменным, неукротимым, нечестивым и безумным, каким он предстает в
поэме; человеком, который, связанный собственным словом и влекомый судьбой,
продолжает амбициозное и отчаянное предприятие, сокрушая преграды, возводимые
перед ним человеческими и божественными законами. Пример той самой сильной воли,
эманацией которой и является рыцарство и которую оно в дальнейшем, сложившись
в институт, направит на более достойные цели, нежели удовлетворение личного
честолюбия и гордыни.
Однако в свой последний час Рауль, как и Изамбар, обратится к истине, взывая к
Небесному Отцу (стих 3125), «который может все простить», и Пресвятой Деве
(стих 3131):
|
|