Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Гюстав Коэн - История рыцарства во Франции. Этикет, турниры, поединки
<<-[Весь Текст]
Страница: из 55
 <<-
 




Глава 8
ОБЯЗАННОСТИ КОРОЛЯ В «КОРОНОВАНИИ ЛЮДОВИКА»

В «Короновании Людовика», одной из пяти древнейших наших эпических поэм, 
относящейся к XI веку, мы находим несколько интересных моментов, освещающих 
обязанности короля, подобным тем, которые позднее были возложены на рыцарей. 
Очевидно, что «Коронование Людовика», относящееся к циклу о Гарене де Монглане, 
более феодальное, чем королевское по духу. Карл Великий стар и немощен, а 
Людовик, которому между пятнадцатью и двадцатью годами, – жалкий король, 
трусливый и развратный (стих 2311), удирающий при опасности (стихи 2404–2410). 
Он умеет лишь плакать (стих 2413), «спрятавшись под куньи меха». Но речь Карла, 
обращенная к сыну, содержит те самые наставления, которые на два века опередили 
поучения Людовика Святого своему сыну:


«Милый сын, – сказал он, – послушайте меня!
Взгляни на корону, лежащую здесь, на алтаре:
Я хочу отдать ее тебе при таком условии:
Не живи в роскоши, не совершай несправедливости,
не греши,
Не совершайте никакого предательства,
Не отбирайте фьеф у сироты…
Если ты, милый сын, станешь брать взятки,
Покровительствовать излишествам,
Поощрять роскошь, возвышать грех,
Отбирать у сироты его фьеф,
Отнимать у вдовы последние четыре денье,
Эту корону, клянусь Иисусом, я запрещаю тебе брать».


Чуть дальше он добавляет:


И верно служи святой церкви.


В лессе [строфа] XII он вновь возвращается к этим высоким обязанностям и 
уточняет:


«Мой сын Людовик, не стану скрывать,
Бог создал королей, чтобы они стали справедливыми
судьями,
А не затем, чтобы создавали дурные законы, жили
в роскоши, покровительствовали греху,
Отнимали у сироты его фьеф,
А у вдовы – последние четыре денье.
Король должен повергать к своим ногам
несправедливость,
Топтать ее и уничтожать.
Ты должен быть смиренным перед бедняком,
А если он жалуется, ты не должен скучать,
Но должен помочь ему и дать совет,
И, ради Бога, восстановить его права;
А с гордецами ты должен вести себя так же высокомерно,
Как леопард, который хочет съесть людей».


Приметой феодализма в поэме «Коронование Людовика» является последний совет, 
идущий вразрез с политикой, которую позднее будут проводить великие 
самовластные монархи от Филиппа Красивого до Людовика XI:


Не бери в советники вилланов,
Сына прево или сына дорожного смотрителя.
Они обманут тебя за грош;
Но возьми благороднейшего воина Гийома,
Сына гордого Эймери Нарбонского,
Брата Бернара Брабантского, воина;
Если они захотят поддерживать тебя и помогать,
Их службой ты можешь гордиться.




 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 55
 <<-