|
РАННИЕ ЭКСПЕРИМЕНТЫ
Поиск изобретателя первой пушки является невозможной задачей, во всяком случае,
большинство авторитетов сходятся на том, что это был отнюдь не патер Шварц,
несмотря на тот факт, что его имя как «отца» артиллерии запечатлено на
страницах популярных историй. В качестве даты изобретения иногда приводится
1354 год, однако существуют свидетельства о использовании пушек уже в 1324 году,
причем вполне возможно, что их применяли задолго до этого времени.
Существует мнение, что артиллерийские орудия изготавливались в Германии в 1313
году, обоснованность которого следует рассмотреть. Само утверждение впервые
появляется в «Памятных книгах города Гента» и читается так: «Item, in dit jaer
was aldereerst ghevonden im Deutschland het ghebruk der bussen van einem
muenuck». (В этом году некий монах в Германии изобрел пушки.) Сэр Чарльз Оман
исследовал эту проблему самым придирчивым образом и, будучи в 1923 году в Генте,
получил при изучении данного вопроса активную помощь от библиотекаря
университетской библиотеки доктора Бергманна. Выяснилось, что данная запись
появляется лишь в тексте в поздних редакциях книги. В ранних вариантах она
вставлена на полях, причем почерком, характерным для начала XIV столетия или
даже еще более позднего времени. Таким образом, эту запись нельзя считать
свидетельством современным событию, и наиболее важным моментом является то, что
самая ранняя копия книги, в которой содержится это замечание, датируется вовсе
не 1313 годом, а 1393-м! Возможно, безвестный переписчик интерпретировал
МСССХСШ как МСССХШ, но в любом случае данное свидетельство совершенно
безосновательно.
Сэр Чарльз Оман в своей книге «Военное искусство в Средние века» пишет об
анонимном арабском манускрипте, также касавшемся темы военного искусства,
который в период до большевистского переворота хранился в Азиатском музее
Санкт-Петербурга. В нем описывалась артиллерия, использующая порох, причем
приведенные автором методы были настолько примитивны, что сэр Чарльз был
склонен отнести этот документ к началу XIV столетия, в особенности потому, что
последним историческим событием, упомянутым в манускрипте, была некая битва,
произошедшая в 1304 году. Ранее огнестрельное оружие называется в рукописи
«мадфаа» –
термин, и поныне используемый в восточных странах для обозначения пушки.
Представляется, что он обозначал пустотелое деревянное полено цилиндрической
формы, короткое, как мортира, но более широкое в верхней части, чем в нижней.
Ствол такого орудия заполнялся до середины примитивным порохом, состоявшим в
пропорции три к четырем к двадцати соответственно из серы, древесного угля и
селитры. Заряд придавливался пыжом. Предполагалось, что если заполнить ствол
порохом более чем наполовину, то его разорвет. Опасения на этот счет
существовали в любом случае. Пушечное ядро должно было быть по диаметру больше
дула и помещалось сверху, по выражению сэра Чарльза, подобно яйцу в яичной
рюмке. Порох воспламенялся через запальное отверстие. Упомянутые идеи настолько
странны, что вызывают подозрения – не составлено ли это описание невежественным
арабом лишь на основании дошедших до него слухов.
Тот же автор описывает другое изобретение, предназначенное для стрельбы
тяжелыми короткими стрелами – болтами или очень маленькими ядрами. Оно
представляло собой трубу диаметром примерно в пять дюймов, в которую помещался
железный ящик (также называвшийся
мадфаа
), в который укладывалось ядро или стрела. На дно трубы под ящик закладывалось
некоторое количество пороха. При взрыве заряда ящик вылетал из орудия, посылая
снаряд вперед, а для того, чтобы предотвратить потерю этого престранного
железного «пыжа», предписывалось привязывать его к трубе посредством прочного
шелкового шнура. Шнур, способный выдержать рывок, вызванный взрывом, должен был
быть исключительно прочным, или же заряд – очень слабым, но в последнем случае
снаряд просто не мог бы никуда улететь. С некоторыми поправками эти описания
могут относиться к мортирам и пушкам с зарядной камерой, но важно отметить, что
этот арабский автор совершенно не разбирался в пушкарском искусстве, что
заставляет нас усомниться в наличии на Древнем Востоке знаний о порохе.
Практические свидетельства использования пушки постоянно возвращают нас в
Европу. На континенте прочно укоренилась традиция, что отцом артиллерии был
некий германский монах. Поскольку на него ссылаются как на
«niger Bertholdus»
или
«der schwarze Berthold»
[14]
, некоторые в соответствии с традицией, предполагающей, что изобретение берет
свое начало за пределами Европы, считают его чернокожим; однако правильным было
бы считать, что слово «черный» относится к цвету его монашеской одежды,
возможно францисканской. Роджер Бэкон, так много и тайно, и в открытую писавший
о порохе еще прежде, чем это вещество получило широкое распространение, также
был францисканцем. Таким образом, братья по ордену вполне могли обмениваться,
хотя и заочно, на большом расстоянии, информацией по столь необычному предмету
задолго до ее огласки. Действительно, наиболее достоверные свидетельства о
патере Шварце датируются, по всей вероятности, периодом не ранее 1400 года.
|
|