|
умение, и среди всех особо отличается Арджуна. Облачен-
1
Dutt Shoshee Chunder. Historical Studies, pp. 151—184. 1879 (Датт
Чундер. Исторические исследования, 1874. С. 151—184).ОЧЕРК ВОЕННОЙ ИСТОРИИ
ИНДИИ
17
ный в золотую кольчугу, он проявляет достойное восхище-
ния искусство владения мечом и луком. Разъезжая на ко-
леснице, он посылает двадцать одну стрелу в отверстие в
рогу быка и без единого промаха бросает «чакру», мета-
тельное кольцо. Одержав победу и получив награды, он
почтительно преклоняет колени перед своим учителем,
чтобы принять его корону. Часть этой истории, очевидно,
отражает постепенное продвижение арийских завоевате-
лей Индии в джунгли, все еще населенные аборигенами.
Пандавы, вынужденные оставить свой новый город, узна-
ют об изумительной красоте Драупади и о том, что вскоре
в Кампилья будет проводиться свайамвара, церемония, на
которой царевне позволялось выбрать жениха. Перед нами
снова предстает необычно яркая картина прошедших вре-
мен: громадные толпы празднично одетых людей, раджи,
слоны, войска, жонглеры, танцовщицы, актеры... Все они
собрались вокруг шатра царя Драпады, прекрасной дочери
которого предстоит сейчас обрести мужа — удачливого
лучника, который сможет попасть в глаз золотой рыбки,
причем стрела должна пролететь сквозь «чакру», вращаю-
щуюся на вершине высокого шеста. Эта стрела должна
быть выпущена из чрезвычайно тугого лука. Принцесса,
украшенная сияющими драгоценными камнями, держит
гирлянду цветов, предназначенную для победителя, одна-
ко ни одному из раджей не удается натянуть лук. Aрджуна,
одетый как брамин, легко справляется с заданием, а его
юность и учтивость производят на Драупади даже более
благоприятное впечатление, чем его мастерство. Принцес-
са впредь везде следует за братьями и, подчиняясь древне-
му обычаю, становится их общей женой»1
.
Почетное положение, которое занимали воины в древ-
ности, наглядно демонстрирует, что кшатрии, или радж-
путы, в ведический период были господствующей кастой
1
Review of «The Vedic Period of the Mahabharat» (Vol. I., History of
In dia), by J.Talboys Wheeler, in the Daily Telegraph, May 19th
, 1875.
(Талбойс Дж. Уилер. Ведический период в Махабхарате // История Ин-
дии. Т. I.)ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
18
и впоследствии в социальной иерархии занимали следу-
ющее по значению положение вслед за кастой браминов
или жрецов и изначально обладали исключительной при-
вилегией носить оружие.
Из «Законов Ману» (глава VII) мы узнаем, что армия
состояла из шести частей — слонов, конницы, колесниц,
пехоты, командного состава и обслуги. Но фактически ар-
мия делилась всего на четыре части (слоны, колесницы,
конница и пехота). Большие колесницы были увешаны по
бокам щитами, и на них, как и на слонах, перемещался
командный состав армии. Пешие воины были, вероятно,
вооружены копьями или короткими широкими мечами, а
также луками и стрелами. Они носили тюрбаны и пояса,
короткие штаны, а также обертывали вокруг поясницы
куски кожи, к которым подвешивалось множество малень-
ких колокольчиков. Конница того периода была не столь
многочисленной, как в более поздние времена. План кам-
пании был прост, и, скорее всего, его разрабатывали бра-
мины. Правитель обычно выступал в поход, когда созревал
весенний или осенний урожай, и двигался прямо к столи-
це противника. Он выстраивал войска колонной; или кли-
ном с выдвинутой вперед вершиной («свиньей»); или ром-
бом — так, чтобы авангард и тыл были узкими, а центр
широким, как тело макары — морского чудовища, то есть
в виде двух треугольников, соединенных основаниями;
или в виде иглы, длинной шеренгой; или же наподобие
Вишну:зародыша, то есть ромбом с широко распростер-
тыми крыльями. Он мог построить часть войска замкнутой
фалангой; или же свободными рядами длинной шеренгой
в виде иглы; или же разделить их на три части, подобно
молнии. «На равнине следует использовать в битве колес-
ницы и конницу, в покрытой водой местности — лодки и
слонов, в покрытой деревьями и кустарниками — луки, в
|
|