|
Индии, прямой долг которого следить за сохранностью ар-
хеологических реликвий, не потрудилось приобрести образ-
цы старинного вооружения из арсеналов в Танжуре и Мад-
расе, позволило разграбить их и продать оружие в качестве
металлолома.
Я в полной мере осознаю, что данная работа не лише-
на погрешностей и упущений, и надеюсь, что все, кто
интересуется этой темой, как в Индии, так и у нас, сооб-
щат мне любую полезную информацию. Я также надеюсь
на великодушие своих читателей и благожелательность
критики.
Пользуясь представившейся возможностью, хочу выра-
зить признательность всем коллегам, оказавшим мне по-
мощь и поддержку в работе над этой книгой.
Э. Эгертон
15
Глава I
ОТ САМЫХ РАННИХ ВТОРЖЕНИЙ
ДО ЗАВОЕВАНИЙ БАБУРА
В этом очерке о вооружении и военной тактике Индии,
где, по возможности, приведены наиболее полные доку-
ментальные свидетельства, я, однако, не рассматриваю
очень древние образцы оружия, хотя эта область все еще
ждет своего исследователя.
Богатые и плодородные равнины Индии всегда при-
влекали завоевателей, приходивших с запада, и поэтому
нет серьезных оснований не доверять классическому пре-
данию, согласно которому около 2000 года до н. э. они
подверглись нашествию войск ассирийской царицы Се-
мирамиды. Ее главного противника Ставробата можно
отождествить с царем Стабарпати, «владыкой холмов, де-
ревьев и равнин», который в индийских легендах пред-
стает как противник Шамы, жены Maхадевы.
Другое легендарное вторжение в Индию, по:видимому,
произошло под предводительством египетского царя, ко-
торый в исторических источниках фигурирует под раз-
личными именами — Бахус, Сесострис или Парашрам.
Последнее имя происходит от слова «параша», обознача-
ющее боевой топор, с помощью которого он сражался.
Древнейшее дошедшее до нас индийское предание рас-
сказывает о великом поединке между Рамой, правителем
Айодхьи (современный Ауд), и Раваной, правителем Лан-
ки, или острова Цейлон. Поединок этот, как считается,
произошел в глубокой древности, хотя один современный ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И
ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
16
автор попытался отождествить его с борьбой между брах-
манизмом и буддизмом1
.
Именно в древнейших поэмах «Рамаянa» и «Махабха-
рата» мы находим самые ранние упоминания об индий-
ском оружии. В «Рамаяне» воспеваются подвиги Рамы,
завоевателя Декана и острова Цейлон. В «Махабхарате»
описываются войны между двумя ветвями рода, правяще-
го в Хастинапуре, — пандавами и кaуравами. Одержав в
конечном итоге победу, пандавы перенесли свою столицу
в город Индрапрастха, расположенный на месте совре-
менного Дели.
«Хастинапур, где происходят первые эпизоды «великой
войны потомков Бхараты («Махабхарата»), — это исчез-
нувший с лица земли город, располагавшийся примерно в
60 милях к северо:востоку от современного Дели. Ныне
Ганг смыл даже руины столицы некогда могуще ственных
потомков Бхараты. Поэма начинается рассказом о
«жертвоприношении змей», но это всего лишь пролог, в
котором подлинному началу событий предпосылается
занятная легенда. Собственно события начинаются с того,
что потомки Бхараты — пятеро сыновей «правителя Панду
Бледного» и пятеро сыновей «правителя Дхритараштры
Слепого» — собрались во дворце. Первые из них называ-
лись пандавами, а другие — кaуравами, и их вековечная
вражда лежит в основе сюжета эпоса. Юдхиштхира, Бхима,
Арджуна, Накула и Сахадева были пандавами, а Дурьйод-
хана — предводителем кaуравов. Все они обучались у од-
ного наставника, брахмана Дрона, искусству войны и
мира, учились ухаживать за рогатым скотом и клеймить
его, охотиться на диких животных и разводить лошадей.
Перед нами яркая картина состязаний, проводившихся у
ариев в ранний период их истории: молодые принцы, «на-
рядно одетые, среди обширных толп», демонстрируют свое
|
|