|
холмистой — мечи, щиты [и другое] оружие».
Пока не была разработана тактика нападения под при-
крытием, сотня лучников, находившихся в крепости,
могла противостоять 10 000 противников.ОЧЕРК ВОЕННОЙ ИСТОРИИ ИНДИИ
19
Крепости возводились на крутых скалах и были не-
приступны для врага, который не обладал боевыми ма-
шинами.
Законы войны были благородны и гуманны. Отравлен-
ные, зазубренные, а также огненные стрелы запрещались.
Всегда следовало щадить обезоруженных или раненых во-
инов, а также пленных, просивших сохранить им жизнь.
В различных пуранах содержатся аллюзии из трактата,
посвященного искусству войны, называвшегося «Дханур-
веда» или «Искусство владения луком». К сожалению, он
не сохранился, но из «Агни Пураны» мы узнаем, что лук
был главным оружием войны.
«У индусов, — говорит Аббе Дюбуа, — есть 32 различ-
ных вида оружия, и каждый из их 32 богов имеет свое
собственное. Кришна и Рама вооружены боевыми топо-
рами, а также луком и стрелами. Вишну владеет «чакрой»
(метательным стальным кольцом). Kaртикейя, бог войны,
и великан Раван держат в каждой из своей сотни рук
какое:нибудь оружие. Индра, бог кшатриев, изображает-
ся верхом на слоне, вооруженный мечом и «чакрой», бо-
евым топором и молнией»1
.
Существовало множество споров относительно того,
было ли известно в тот период огнестрельное оружие, пока
сэр Г. Эллиот после исследования всех доступных источ-
ников не пришел к заключению, что оно дейст вительно
использовалось. Ракеты, или так называемое оружие огня,
«агни aстра», были известны уже в очень ранний период.
Эти своего рода огненные стрелы, выпускавшиеся из по-
лых стволов бамбука, применялись в основном против
конницы. Пураны приписывают изобретение «оружия
огня» Висвакарме (в индийской мифологии он аналогичен
римскому Вулкану), который в течение ста лет изготовлял
все оружие для войн между добрыми и злыми божествами.
Однако искусство изготовления пороха или некоего соста-
ва из серы и селитры, а также использования снарядов,
1
Уилер. Т. III. С. 21.ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
20
похоже, было утрачено очень давно, и только воспламеня-
ющиеся снаряды или пропитанные нефтью шары продол-
жали применять вплоть до появления в Индии западного
огнестрельного оружия.
Описанный выше период можно назвать легендарной
героической эпохой Индии. Даже в столь отдаленные
времена, вероятно, уже существовали торговые связи
между этой страной и странами Средиземноморья, и осо-
бенно с Финикией. Вполне возможно, что именно Юж-
ная Индия и была той самой землей Oфир, из которой
Соломон получал «золото, и серебро, и слоновую кость,
и обезьян, и павлинов» (3 Цар., 10: 22). Среди изделий
индийских мастеров наибольшим спросом, очевидно,
пользовались железо и сталь, поскольку даже в таком
раннем памятнике, как «Законы Ману», железо упомина-
ется весьма часто. Немного позднее в «Периплюс» отме-
чалось, что железо и сталь вывозились из Индии в порты
Абиссинии.
Но только от греков становятся известны некоторые
конкретные факты истории Индии. Уже у Геродота (см.:
Herod., VII, 65—70) и Ктесия мы находим сведения об
индийцах, сопровождавших Ксеркса в его походе в Гре-
цию. Вероятно, это были выходцы из Пенджаба. Они но-
сили одежды из хлопка и были вооружены луками и трост-
никовыми стрелами с железными наконечниками.
Восточные эфиопы, проживавшие в Белуджистане и,
по:видимому, принадлежавшие к кушитам, стояли в од-
ном строю с индусами, и их вооружение во многом на-
поминало индийское. На головах они носили скальпы
лошадей с поднятыми ушами и гривой в виде гребня. Для
изготовления щитов они использовали шкуры буйволов.
Облачение конных воинов было таким же; в колесницы
они впрягали лошадей или диких ослов.
Геродот рассказывает, что индийцы (вероятно, из пле-
мен синдов) носят одежды, сплетенные из тростника,
который используется также для изготовления циновок
|
|