|
№ 119—128), украшенных серебряными кисточками и
цепочками; в рукоятях мечей и их ножнах, оправленных
черепаховым панцирем; ножах из Цейлона и Tраванкора,
серебряные рукояти которых отделаны филигранной
резьбой; непальских ножнах, украшенных золотом и се-
ребром, и более простых мечах лепча, коренных жителей
Сиккима.
Лиственный орнамент арабесок бо-
лее статичен, линии его менее плавные.
По хоже, что неопределенность их очер-
таний — это не результат вдохновения
непосред ственно натурой, но скорее по-
пытка заимствования.
Различие между южноиндийским, или
сингальским, и бирманским искусством,
как показано на примерах № 133 и 239, не
слишком велико. Если формы бирманско-
го оружия явно подвержены индокитай-
скому влиянию, то детали резной рукоя-
ти из слоновой кости меча «дао» (№ 237)
имеют много общего с искусством Южной
Индии.
Малайское искусство не является са-
мобытным. Гротескный орнамент и выра-
зительная резьба рукоятей их мечей (ил -
люстрация VI) свидетельствуют о суровой
натуре этого непокорного народа, тогда
как золотые ножны, богато украшенные
чеканкой с животным и растительным ор-
наментом, представленные в коллекциях
Тауэра и Виндзора, испытали явное влия-
ние арийского искусства.
Искусство оформления оружия жителей
Индонезии тяготеет к индийскому, поли-
незийскому, африканскому и китайскому.
Это явно прослеживается на примере длин-
ноствольного фитильного ружья (рис. 10),
Рис. 9. Меч
с латной ру ка ви-
цей (коллекция
Эгертона)
4 Э. Эгертон
«Индийское и восточное оружие»ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
98
изготовленного, вероятно, на острове Бали. Оно украшено
гравировкой с яванскими надписями. Ствол с позолотой в
китайском стиле, серебряные крепления южноиндийского
образца, замок в виде гротескных фигурок монстров, вы-
полненных в малайской или бирманской традиции. Мечи
даяков острова Борнео обнаруживают несомненное поли-
незийское влияние. Рукоять меча (№ 288) изготовлена из
основания рога оленя, как это можно увидеть на образцах
коллекции Кристи.
Однако местное искусство, несмотря на почти не под-
верженный изменениям характер его основных направ-
лений, не избежало европейского влияния. Свой след в
нем оставили португальцы, голландцы, англичане, что
ощущается и по сей день.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ИЗГОТОВЛЕНИЯ
Восток всегда славился своими клинками. Репутация
дамасских клинков неоспорима, но, по всей вероятности,
металл для них привозили из Индии. Вутц, или индий-
ская сталь, вывозилась из Катча в порты Персидского
залива. Ктесий упоминает о двух великолепных мечах,
которые он получил в подарок от царя Персии и его ма-
тери. Возможно, они были изготовлены из «ferrum candi-
dum» («белого железа»), сто талантов которого маллы и
оксидраки послали в подарок Александру. Идриси гово-
Рис. 10. Фитильное ружье одного из островов Индийского
архипелага (коллекция Эгертона)КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ
99
рит: «Индийцы превосходят всех в выработке железа и в
подготовке компонентов, из которых его выплавляют,
чтобы получить то ковкое железо, которое называют
обычно индийской сталью. У них также есть мастерские,
в которых делают самые известные сабли в мире».
Полковник Йель в своих примечаниях к запискам
Марко Поло цитирует Рамузио, который утверждал, что
онданик, или хундвани (индийская сталь), имела такую
ценность, что в былые дни владелеца зеркала или меча из
|
|