|
мета, который учил последователей ислама писать на сво-
их мечах цитаты из Корана. У мусульман также суще ствует
обычай благословлять свое оружие. Обращение к Магоме-
ту или к Али, согласно их вере, означает принадлежность
к суннитам или шиитам. Сунниты после призывов к Ал-ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И
ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
94
лаху и Магомету добавляют имена десяти благословенных
спутников пророка. Шииты пишут имена Магомета, Фа-
тимы и двенадцати имамов.
Я отметил некоторые различия между иранским и ин-
дийским стилями, однако они имеют много общего с
искусством ариев, а также с готическим стилем: то же
разнообразие и повсеместное применение цветочного
орнамента. В Индии и Персии в их лучший период был
достигнут высокий уровень цветочного орнамента, сход-
ного с орнаментом периода «декоративного стиля» в Ан-
глии и Франции XIV столетия. В персидском искусстве
в течение последних 150 лет можно найти много сходных
черт с «поздним украшенным», или, как его еще на зы-
вают, «пламенеющим» стилем французской архитекту ры
или с орнаментами часовни Росслин в Шотландии. В
Индии же, за исключением последних тридцати—сорока
лет, искусство не претерпело существенных изменений,
кроме тех особенностей, о которых будет упомянуто
далее. Индийское искусство отличается от туранского
настолько, насколько готическое отличается от древ не-
скан динавского или кельтского. В нем свободно исполь-
зуются четырехлистники в ромбических узорах и шевро-
ны для украшения наконечников копий или рукоятей
мечей. Узор вьется вдоль ручки топора, булавы или ру-
жейного ствола, покрывая их поверхность цветочным
ромбовидным рисунком. В этом искусстве можно чер-
пать вдохновение для художественной отделки даже в
наш эклектический век, и нет такого цветочного орна-
мента, который мог бы соперничать по своему богатству
с этим изящным стилем. Изображения животных вы-
глядят менее удачно и знач ительно уступают лучшим ев-
ропейским образцам ху дожественной обработки метал-
ла — работам Челлини или мастеров Аугсбурга. Точно
так же индийцы и другие восточные мастера никогда не
достигали такого совер шенства изображении человече-Илл. V. Мечи и кинжалы из
арсенала в Танжуре, Южная ИндияЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
96
ской фигуры, как это удалось европейцам еще в счаст-
ливые дни Древней Гре ции.
В настоящее время существует опасение, что искусст-
во Индии в попытке завоевывать расположение европей-
цев может пренебречь своей самобытностью и последовать
за европейской модой, механически копируя ее образцы.
К счастью, оружие не так зависит от цвета, как текстиль-
ные ткани, поэтому на него не могут повлиять кричащие
тона появившихся в последнее время анилиновых кра-
сителей.
И все же не может не вызывать сожаления, что тех-
ника кофтгари в Индии ныне обнаруживает явные при-
знаки упадка как по композиции, так и мастерству ис-
полнения.
Искусство Турана
Искусство Турана, напротив, демонстрирует большие
достижения в такой области, как архитектурная скульпту-
ра, которая в основном изготовляется из камня, а не из
металла. Это значительно повлияло на раннюю индий-
скую цивилизацию, о чем свидетельствуют храмы Южной
Индии и скульптуры Амравати. Религиозные представле-
ния населения Южной Индии в основном ограничива-
ются почитанием различных демонов — таких, как изоб-
ражены на ажурных рукоятях «катаров» из арсенала в
Taнжуре (иллюстрация V) — и монстров в виде змей,
рыб, львов, драконов, которых можно часто увидеть на
рукоятях мечей с латной рукавицей. Рукоять необычной
формы одного из таких мечей с испанским клинком, хра-
нящегося в коллекции Эгертона, сплошь покрыта голо-
вами монстров (рис. 9).
В настоящем каталоге представлены различные ветви
этого искусства — дравидская, тибетская и индокитай-
ская. Они прослеживаются в искусно изготовленных се-
ребряных и бронзовых ножах моплахов и кургов (рис. 17, КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО
ОРУЖИЯ
97
|
|