Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эрл Эгертон - Индийское и восточное оружие от державы Маурьев до Империи Великих Моголов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 128
 <<-
 
тями. Рукоять и ножны третьего кинжала, 8 дюймов в 
 длину, покрыты геометрическим узором из рубинов, 
изумрудов и жемчуга. Рукоять и ножны четвертого кин-
жала 10,5 дюйма в длину, также изготовлены из золота с 
изображениями птиц, газелей и других животных на бе-
лой, голубой, зеленой и розовой эмали, а также изыскан-
ным цветочным узором.КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ
91
Из  представленных на вклейке мечей — два персидских. 
№ 1 — хорасанский клинок в кожаных ножнах, рукоять 
которого украшена синей, зеленой и белой эмалью и ин-
крустирована алмазами, рубинами и изумрудами (XVII век). 
Рукоять меча № 2 отделана слоновой костью и заканчива-
ется навершием в виде конской головы. На двух пряжках 
пояса изображения животных, выполненные на белой, си-
ней, зеленой и красной эмали. Клинок из Хорасана — это 
работа Aсада Уллы, рядом также стоит имя «Аббас».
Четвертый период начинается в XVIII столетии после 
свержения афганцами династии Сефевидов. Работы этого 
времени имеют явные признаки упадка и отличаются не-
высоким качеством. Картуши с цитатами из Корана по-
крывают значительную часть поверхности изделий, фи-
гуры людей и лошадей, сцены охоты или сражений 
выполнены в мелком рельефе и не так смело, как прежде.
Украшение оружия этого периода не отличается гро-
тескностью, хотя получает распространение грушевид-
ный шлем с двумя рогами. Щит имеет выпуклость между 
бляхами, ударная часть булавы очень древнего типа за-
канчивается изображением коровьей головы с рогами.
Лев и солнце, тигр, нападающий на газель или анти-
лопу, все еще остаются излюбленными сюжетами. Руко-
яти мечей и кинжалов из слоновой кости обычно богато 
украшены резьбой и, по традиции древних ассирийцев, 
увенчаны головами лошадей, буйволов, баранов.
Более всего ценились мечи, изготовленные знамени-
тыми оружейниками, такими как Aсад Улла и его ученик, 
Заман из Исфахана. Зачастую это оружие лишено всяких 
украшений, кроме надписи с именем изготовителя. Если 
же хозяин был знатного происхождения, то на клинке 
гравировали еще стихи из Корана и имя владельца. Сре-
ди обладателей этих мечей встречаются имена таких пра-
вителей, как Аббас Великий. Одна из подобных надписей 
гласит: «Аббас, раб правителя», т. е. шиитского пророка 
Али. На клинках встречаются также клейма различных 
мастеров в виде изображений ваз с цветами, балдахинов Илл. IV. Персидский 
доспех начала XVIII столетия 
(Царскосельская коллекция)КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ
93
и т. д. Однако лучшими мечами считались не те, которые 
были богаче украшены. Меч, некогда принадлежавший 
Taмерлану, захваченный в Исфахане афганцами и по-
сланный правителем Кабула генерал:губернатору, вообще 
не имел никаких украшений, кроме нескольких золотых 
деталей у рукояти и рельефного золотого тиснения на 
ножнах.
На оружии также изображали знаки, служившие та-
лисманами. Квадрат, включающий четыре буквы или араб-
ские цифры 2, 4, 6, 8, который рядом с именем владельца 
нередко встречается на клинках, называется «бедух». По 
преданию, в древней Аравии некогда жил купец Бедух, ко-
торый за свое благочестие получил благословение Аллаха 
и богатство. Этот знак любили на Востоке и гравировали 
его не только на оружии, но и на печатях для писем. Счи-
талось, что такие послания находятся под защитой ан-
гела:хранителя. Сам по себе квадрат являлся Божествен-
ным символом. Равенство его сторон символизирует бес-
смертие, а прямые углы — Божественную силу.
Иногда клинок сплошь покрыт цитатами из Корана, 
но чаще встречаются короткие изречения, такие как: 
«Помощь дарует Бог, и победа близка. Это добрая весть 
для правоверных». Еще одна надпись, которую часто 
можно увидеть на знаменах и оружии, гласит: «Несом-
ненно, мы одержали великую победу. Бог простил наши 
грехи, как прошлые, так и будущие, наполнил благочес-
тием, направил на верный путь и явил свое могущество». 
Эти слова произнес Магомет, когда с триумфом вошел в 
Мекку. Иногда также встречаются выгравированные при-
зывы: «О Всевышний! О Великий!» или «Господь нам 
поможет».
Эта легендарная традиция восходит к временам Маго-
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 128
 <<-