|
рельефными изображениями. Рукоять меча под № 5 от-
делана серебром и украшена рельефным цветоч ным ор-
наментом, выполненным синей и зеленой эмалью. Руко-
ять «талвара» (№ 6) покрыта рельефными изображениями
цветов с золотой насечкой. Под № 7 представлен «пуло-
вар» с клинком из дамасской стали и рукоятью особой
формы, с опущенными в сторону клинка концами попе-
речины и украшенной золотой насечкой. Три кинжала
(№ 5, 6 и 7 на вклейке VI), рукояти которых сделаны из
нефрита и слоновой кости, также характерны для индий-
ского стиля оформления оружия.
Об успешном применении традиционных индийских
техник художественного оформления к ружьям можно КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ
89
судить по иллюстрациям, представленным на вклейке IV,
хотя схематический рисунок не способен передать то впе-
чатление, которое производит золотая и серебряная на-
сечка, инкрустация слоновой костью и другими матери-
алами.
Все индийское оружие, независимо от того, какой ма-
териал выбран для его украшения, всегда выглядит эф-
фектно. Для его оформления, как отметил доктор Бердвуд,
восточные мастера часто используют камни. Осколки
разноцветных камней, ценность которых по европейским
меркам невелика, передают все оттенки цвета и произво-
дят эффект не меньший, чем драгоценные камни.
Кроме географических и этнологических различий,
существует также различие между индийским и мусуль-
манским оружием. Художественное оформление оружия
суннитов Индии обычно ограничивается надписями и
цветочным орнаментом, тогда как у шиитов Персии нет
запрета на изображение людей и животных.
Иранское, или персидское, искусство
Основываясь на известных нам образцах, персидское
искусство можно разделить на четыре периода. Первый —
это ранний период после арабского вторжения. Насколько
мы можем судить, он оказал влияние на арабское и русское
искусство. Русские шлемы и кольчуги XIII и XIV столетий
имеют характерные признаки этого влияния, что сви-
детельствует о прямых контактах между двумя странами.
Второй период датируется началом XVI столетия, и, веро-
ятно, его расцвет относится к периоду правления Аббаса
Великого и его непосредственных преемников. Характер-
ные изделия этого времени довольно полно представлены
на рис. 34. Третий период датируется временем начиная с
середины XVII до середины XVIII столетия, включая эпо-
ху правления шаха Надира. Доспех, представленный на
иллюстрации IV, типичен для этого периода.ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И ВОСТОЧНОЕ
ОРУЖИЕ
90
Шлем состоит из шестнадцати пластин, на восьми из
которых выгравированы различные надписи на арабском,
и в том числе: «Аббас, раб Али, работа Фаизулла». На ос-
тальных изображены сцены схваток между животными. На
навершии надпись: «О внимающий просьбам, повелитель
и защитник правоверных! 1146 год хиджры (или 1734 год)».
На панцире в технике золотой насечки выполнены 256,
257, 258 и 259:я строки из второй суры Корана.
Все звенья кольчуги скреплены между собой кресто-
образными заклепками.
Щит из шкуры носорога. Белый фон покрыт ярким
цветным лаком, золотая окантовка, орнамент на зеленом
фоне по внешнему краю и в центре. Шесть блях покрыты
эмалью. Этот щит мог быть изготовлен в Персии или в
Синде.
Но все великолепие работ этого периода лучше всего
можно оценить по некоторым подаркам, которые персид-
ские шахи время от времени посылали русским царям.
Дары эти хранятся ныне в Царском Селе. Среди них
можно встретить декоративные мечи и детали конской
сбруи, подаренные в течение нынешнего столетия ханами
Бухары и Хивы.
На вклейках показаны некоторые мечи и кинжалы,
посланные шахами Персии русским правителям в XVII и
XVIII столетиях. Рукояти двух кинжалов (№ 1 и 2) из го-
товлены из моржовой кости, обрамлены изумрудами и
рубинами, а на плоском навершии эфеса закреплена би-
рюза. Ножны одного из кинжалов отделаны золотом и
украшены медальонами и цветочным узором, ножны дру-
гого — в массивной золотой оправе с шев ронами и кис-
|
|