|
положены рельефные фигуры четырех свившихся кольцом
ящериц или крокодилов, окружающие солнце с изобра-
жением человеческого лица.
На следующих образцах представлены три различных
типа художественного оформления. На рис. 6 представлен
витиеватый стиль, распространенный в последние годы в
Кашмире и Пенджабе. Этот щит был, вероятно, сделан в
Лахоре или в Кашмире и по богатству деталей сопернича-
ет с вышивкой на кашмирских платках. На них обычно
изображались пешие или сидящие на слонах охотники,
преследующие тигра или антилопу. В персидских свитках
на миниатюрах представлены разнообразные птицы и жи-
вотные. Алмазные вставки в центре выглядят очень эф-
фектно, так же как и центральный геометрический орна-
мент с ромбовидным цветочным узором.
Щит, изображенный на рис. 7, — прекрасный образец
работы пенджабских мастеров. Переплетающиеся ара-
бески несут на себе отпечаток персидского искусства, а
окантовка богато украшена золотым тиснением. На щите Рис. 6. Фрагмент щита
из Лахора (№ 697)
Рис. 7. Фрагмент щита
из Лахора (№ 696)КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ
85
изображения солнца и полумесяца, весьма характерные
для индийской традиции.
Древнейшие роды всегда претендовали на принадлеж-
ность к солнечной или лунной расе. Персы и раджпуты
считали своим предком солнце, а Моголы и сунниты на-
зывали себя потомками луны или полумесяца. Этот щит
был, вероятно, изготовлен не для персидского или ин-
дийского мусульманина, а для украшения дома или для
европейской выставки.
На рис. 8 иллюстрируется стиль «бидри», более харак-
терный для украшения металлических сосудов, с богатым,
ни разу не повторяющимся орнаментом. Однако грави-
ровка не очень подходит для искусного узора, украшаю-
щего щит, который не просто напоминает белое кружево
на черном фоне, но и полностью закрывает его. Этот де-
кор явно отличается от художественной обработки щита,
Рис. 8. Фрагмент щита
из Удайпура, Раджпутана
(№ 449)678
552
412
420
733
546Илл. III. Мушкеты из различных частей Индии
См. группа VIII, в каталоге № 412, 420, 422, 424, 427
См. группа IX, № 544, 546, 552
См. группа X, часть I № 678, часть II № 733, 736
427
422
424
544
736ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
88
изображенного на рис. 7, узор которого не перекрывает
прекрасную дамасцированную сталь, которая ценится го-
раздо выше черного металла (именно поэтому второй
щит почти полностью покрыт орнаментом).
По тщательной проработке разнообразных форм руко-
ятей мечей видно, как продумывалась каждая деталь, пре-
жде чем украсить ее орнаментом. Своей лаконичностью и
изысканностью это оружие значительно отличается от бо-
лее поздних персидских или турецких образцов. Плавность
и свобода линий, цветочный орнамент, словно подсказан-
ный самой природой, доказывает, что даже самые обыч-
ные изделия могут быть не лишены одухотворенности.
На широкой гарде меча «кханда» из коллекции Эгер-
тона, вероятно принадлежавшего ранее некому радже из
Центральной Индии, в технике золотой насечки изобра-
жены сцены боя между тигром и быком с широкими ро-
гами, антилопы и олени, преследуемые собаками, кроко-
дилы, выползающие из воды, а также скалы, деревья и
различные строения. Мечи и кинжалы на вклейках III и
VI иллюстрируют все разнообразие стилей и техник ин-
дийских мастеров. Экспонат под № 3 на вклейке III пред-
ставляет меч «кханда», богато украшенный зо лотом и
красным бархатом. Вся поверхность рукояти и клинка
меча, показанного там же под № 4, покрыта золотыми
|
|