Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: Мир оружия... :: Эрл Эгертон - Индийское и восточное оружие от державы Маурьев до Империи Великих Моголов
<<-[Весь Текст]
Страница: из 128
 <<-
 
которые издревле славятся своими доспехами и эмальер-
ной техникой. В Кашмире, на северо:западе Индии, так 
же как и в Хорасане, влияние греческого искусства, бла-
годаря правителям Бактрии, также весьма ощутимо, и его 
можно проследить в архитектуре храмов и скульптуре 
Индии вплоть до Бенгалии.
Фергюссон отмечает, что арийцы не были такими ис-
кусными строителями, как туранцы. Искусство ариев 
преобладает над туранским скорее в области декоратив-
ного оформления оружия, чем в архитектуре, и хотя оно 
не самое древнее, однако занимает достойное место.
Это искусство можно разделить на индийское и пер-
сидское (иранское).
Индийское искусство
Геометрический и цветочный орнамент в украшении 
оружия в его чистейшем стиле можно обнаружить в 
северо:западных областях Индии, Кашмире и Пенджабе, 
где раньше всего расселились арии. Однако ареал их рас-
пространения не ограничен только этими районами, по-
скольку мастера по всему Индостану работают в тради-
ционной технике, и незначительные отличия способен 
определить только опытный специалист. Искусство офор-
мления индийскоого оружия можно условно разделить на 
пять групп по областям:
1) Пенджаб и северо:западные области;
2) Синд;
3) Раджпутанa;
4) Центральная Индия;
5) Декан.ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
82
Различия между ними будут полнее проиллюстрирова-
ны примерами, приведенными дальше.
Чаще всего встречаются изображения цветов — лилий, 
ирисов, лотосов, гвоздик (см. рис. 32), и местных птиц — 
попугаев, павлинов. Когда здесь появилась традиция изоб-
ражать фигуры животных и людей, они воспроизводились 
весьма точно и более натуралистично, чем это делалось на 
юге, где эти изображения нередко выглядели весьма при-
митивно и даже гротескно. Иногда рельефные фигуры бо-
гов, изображения львов, тигров, слонов, воинов на конях, 
сцен охоты гравировались на плоской части клинка.
Богатая фантазия мастеров проявлялась во всем, если 
позволяла форма оружия или снаряжения. Украшались 
бивни слона, посохи, пороховницы. На рис. 4 изображен 
стальной посох факира, который мог служить и в качес-
тве булавы. Он завершается изображе-
нием человеческой руки, сжимающей 
вырезанную из рога антилопы змею с 
головой тигра. На рис. 5 представлена 
пороховница с пробкой в виде кры-
латой женской фигуры, закрывающей 
пасть монстра, тело и хвост которо-
го также вырезаны из рога антилопы. 
В Британском музее хранится поро-
ховница подобной формы, но изготов-
ленная из стали и инкрустированная 
Рис. 4. Посох
факира (коллекция 
Эгертона)
Рис. 5. Пороховница
(коллекция Эгертона)КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ
83
золотом, и еще одна, нефритовая, с изображением анти-
лопы с рожками. На пороховницах из слоновой кости 
встречаются сцены с изображениями тигров, антилоп, 
слонов и других диких животных. Все эти предметы из-
готовлены в XVI—XVII веках.
Образцы цветочного орнамента тонкой работы из 
Центральной Индии и Декана можно увидеть на доспе-
хах, представленных в этой книге (№ 587 и 590).
В мусульманских королевствах Декана в течение про-
шлого столетия преобладал более изящный стиль, изделия 
местных мастеров напоминали лучшие образцы персид-
ского искусства периода его расцвета (иллюстрация X).
Большие щиты из дамасской стали, изготовленные в 
Дели и Лахоре, украшены золотым тиснением. На одном 
из щитов из коллекции Эгертона изображения тигров и 
драконов, чередующиеся с изображениями маленьких 
пальм или деревьев сома, окружены причудливой окан-
товкой. В центре щита, где обычно находится умбон, рас-
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 128
 <<-