|
это не нарушит мирных отношений с местными правите-
лями и народами, которые все больше и больше убеж-
даются в устойчивости и благотворности нашего прав-
ления.
79
Глава I
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
ИНДИЙСКОГО ОРУЖИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ
ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ
1. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ
Оружие, принадлежащее выдающимся личностям или
царствующим особам, всегда отличалось богатой отдел-
кой, а на Востоке, где во время каждого общественного
приема вручали подарки местным правителям и гостям,
эта традиция получила особое развитие.
С древнейших времен оружие, принадлежавшее пра-
вителям Индии и Персии, украшали золотом и драгоцен-
ными камнями. Традиции в Индии изменяются мед лен-
но, и, хотя время от времени она испытывает на себе
иностранное влияние, техника художественного оформ-
ления оружия восходит, вероятно, к глубокой древности.
До сих пор неясно, когда и почему эта традиция была
прервана. Однако в эпоху империи Великих Моголов она
возродилась вновь. У нас почти не сохранилось декора-
тивного оружия старше времени вторжения Моголов (на-
чало XVI столетия), и именно с этого периода начинают-
ся мои заметки. Но прежде чем обратиться к рассмотрению
декоративного оформления оружия, следует сделать не-
сколько общих замечаний.
К теме индийского искусства обращалось не так уж
много авторов. В основном их интересовала архитектура,
которая испытала на себе сильное влияние различных
религий — брахманизма, буддизма, джайнизма, мусуль-
манства. Оуэн Джонс в своей книге «Грамматика орна-ЭРЛ ЭГЕРТОН. ИНДИЙСКОЕ И
ВОСТОЧНОЕ ОРУЖИЕ
80
мента» приводит примеры орнаментов на стенах скальных
храмов, на изделиях из ткани или в рукописях, и лишь
немногие представлены на металле, да и то не на оружии,
а на кальянах. В этом же направлении последовали и дру-
гие авторы, которые издавали каталоги международных
выставок и Музея Южного Кенсингтона. Однако декора-
тивное оформление индийского оружия отличается не
меньшим разнообразием стилей, чем памятники архитек-
туры, и существует строгое различие между арийским и
туранским искусством. Оружие севера и юга Индии раз-
личается так же, как архитектура Таджа и храма Чидам-
барам.
В своей книге я обосновал принципы этнологической
классификации оружия. Однако невозможно провести
четкую грань между искусством различных народов Ин-
дии. Многие традиции арийского и туранского искусства
имеют общие корни, которые берут свое начало в Ас-
сирии, а возможно, и в Египте. Изображения шишки и
цветка, связанные с почитанием дерева, что характерно
для ариев, встречаются не только по всей Индии, но рас-
пространены на огромных пространствах от Греции до
Калькутты. Не вызывает сомнения, как было отмечено
Фергюссоном, сходство между искусством Южной Индии
и Ассирии, и особенно в области архитектуры. Доктор
Бердвуд справедливо указывает на их связь с туранским
искусством, с его гротескными изображениями и изоби-
лием деталей, характерных для храмов Южной Индии.
Не думаю, что у нас есть достаточно данных, чтобы
точно установить, связано ли искусство Северной Индии
с персидским общими арийскими корнями, или же пер-
сидское искусство распространилось в Индии благодаря
императорам династии Великих Моголов. Однако не вы-
зывает сомнения, что в годы правления императора Aк-
бара, владения которого простирались от Бенгалии до
Кандагара, это искусство достигло своего расцвета. Арий-
ские народы Северной Индии смешались с другими
народами, но смогли сохранить свой язык, а также свое-КАТАЛОГ ИНДИЙСКОГО
ОРУЖИЯ
81
образие своего искусства. В тех странах, где они обосно-
вались, и в частности в Персии, произведения искусства
почти исключительно связаны с теми областями, которые
населены древней арийской расой, то есть с центром,
югом и востоком страны (Исфахан, Шираз и Мешеда),
|
|