Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: НЛП и DHE :: Милтон Эриксон :: Милтон Эриксон - Уроки гипноза
<<-[Весь Текст]
Страница: из 136
 <<-
 
их. Победный финал в каждой истории и будет тем “кирпичиком”, который ляжет в 
основание будущего выздоровления.
        В записях семинара, относящихся ко вторнику, есть хороший пример 
аналогичного случая с новой перспективой. Эриксон заставляет Салли опять 
пережить трудные и неприятные события. А затем он рассказывает Салли о больном, 
который тоже словно заглянул снова в свое неприглядное прошлое, но это помогло 
ему более успешно и гибко ориентироваться в дальнейшей жизни.
        Своими историями о подобных случаях Эриксон словно подсказывает решение 
пациенту и достигает большего терапевтического эффекта, чем прямыми советами, 
которым пациенты, кстати, не всегда склонны следовать. Пациент сам 
устанавливает аналогию и находит выход из своего состояния.
        Иногда рассказанная история косвенно приводит к нужному решению. 
Пациенту кажется, что его “осенило” нужное решение, и достигнутый успех всецело 
его заслуга, а не врача.
        В своей преподавательской практике Эриксон часто рассказывал студентам 
сразу несколько историй на одну и ту же тему. Например, важно наладить общение 
с пациентом “в его системе жизненных координат”. А далее следовал ряд случаев 
на эту тему. Иногда Эриксон называл общую тему вначале, иногда подытоживал ее 
после всех рассказанных случаев. Когда он чувствовал, что пациенты или студенты 
осознанно или бессознательно уловили общую мысль, он не делал никаких обобщений.

        
        3) Для самоосознания
        Подходящая к случаю история помогает пациенту как бы взглянуть на себя 
со стороны и дает подсказку, что нужно изменить.
        Например, в записях семинара за среду Эриксон в конце занятия приводит 
случаи символической психотерапии. Он описывает лечение одной супружеской пары 
(психиатра и его жены), когда им поручался ряд заданий. Среди прочего они 
должны были забраться на Пик Скво и сходить в Ботанический сад.
        Таким образом, Эриксон заставил пациентов символически осознать себя 
через активность и действовать в соответствии с предложенными обстоятельствами. 
Но рассказанная история одновременно предлагает слушающим его пациентам 
воспользоваться подсказкой и познать себя.
        После истории о психиатре и его жене Эриксон приводит случай с одним 
психоаналитиком и его женой. Когда читаешь эти рассказы, то понимаешь, что они 
наталкивают слушателей (а также читателей) на определенные ассоциации. Невольно 
переходишь на собственные взаимоотношения. Эриксон любил говорить: “Если вы 
хотите, чтобы человек рассказал вам о своем брате, расскажите ему о своем 
собственном”.
        Способность к изменениям заложена в человеке, напоминает нам Эриксон, 
ее нужно лишь пробудить. Любопытные истории могут натолкнуть на ассоциации, но 
человек изменяет себя сам. “Врач только создает подходящий климат, делает 
погоду”.
        
        4) Рассказы порождают идеи и усиливают мотивацию
        Вспомните женщину в начале этого вступления, которая кивала головой, 
слушая рассказы Эриксона и выражая тем самым побуждение к исцелению. Готовность 
к переменам была налицо, неопределенность была только в протяженности лечебного 
процесса.
        Эриксон умел найти случай, который мог породить в уме пациента или 
студента определенную идею. Подбирая свои рассказы в определенной 
последовательности, он укреплял их в этой мысли, повторяя подобные случаи в тот 
же день, а то и несколько дней и даже недель спустя.
        Подобная “имплантация” мысли очень важна в технике гипноза. Если нужно 
внушить левитацию руки, гипнотизер добивается результата с помощью “цепочки” 
мелких действий. Например, он предлагает пациенту сосредоточить внимание на 
кисти руки, затем переключает внимание на возможные ощущения в руке, на 
желательность движения, затем на факт движения и, наконец, внушает само 
движение. Зная поставленную цель, врач в самом начале лечения “имплантирует” 
эту цель в сознание пациента. Эриксон часто пользовался этим приемом, достигая 
с его помощью особенно эффективного воздействия.
        
        5) Житейские истории как средство лечебного воздействия 
            на формы отношений
        Когда врач анализирует такие межличностные проблемы, как неуживчивость, 
манипулирование окружающими или самоуничижение, приводимые им случаи из 
практики являются самым эффективным и наименее болезненным для пациента 
способом воздействия на формы отношений. Такие истории благотворно влияют на 
людей замкнутых, теряющих покой при любом межличностном осложнении. На этих 
историях они учатся обретать душевное равновесие даже при осложненных 
отношениях с близкими. Подобная история может вызвать у пациента своего рода 
“растерянность”, так как он больше не сможет использовать свои обычные методы 
урегулирования отношений. Кроме того, он уясняет из этих рассказов, что, 
оказывается, не всякого можно обвести вокруг пальца бесконечными жалобами на 
свои болячки.
        
        6) Рассказ как руководство к действию
        Прием сводится к тому, что врач выбирает из контекста своего рассказа 
значимую фразу и говорит ее прямо или косвенно пациенту. Установка может быть 
дана косвенно, особым выражением лица или интонацией голоса.
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 136
 <<-