|
Эриксон: В нашем мозгу миллиарды клеток, способных реагировать на
миллиарды разных раздражителей. Функции клеток мозга очень специализированы.
Если ты принадлежишь к народу, где из поколения в поколение использовались лишь
определенные клетки мозга, любой сигнал, получаемый младенцем извне, приводит в
действие эту многовековую схему. Возьми, например, евреев. Тысячелетиями они
подвергались преследованиям. Они могут и между собой воевать, причем весьма
жестоко, но стоит вмешаться народу другой национальности, как они тотчас
объединяются против незваного пришельца. Распри побоку, евреи объединяются
против общего врага.
Зейг: Да.
Эриксон: Разве не так?
Зейг: Так.
Эриксон: Норвежцы известны как потомственные мореплаватели и
исследователи новых земель, со временем они распространились по всему свету. И
греки поколениями оставались греками и, добравшись до Америки, основали большую
колонию. Уже четвертое поколение греков в Америке все равно говорят по-гречески.
Они держатся вместе, не откалываются. Ливанская колония всегда остается
ливанской колонией, а сирийская — сирийской. Зато норвежцы рассеялись по всему
свету.
Американцы тоже повсюду распространились. Понимаешь, в тех, кто
рождается с одинаково функционирующими клетками мозга, уже заложена
определенная модель поведенческих реакций.
Вчера я разговаривал с очень умным польским евреем. Он был в полном
отчаянии. Мы проговорили с ним часа два. “Что я сделал не так, — вопрошал он, —
что мои родившиеся в Соединенных Штатах дети не уважают старые польские
обычаи?” Единственное, что он мог понять, — это старые польские обычаи. Сам он
работает мясником, а сын у него физик-ядерщик. Сердце старика разбито. Его сыну
следовало стать мясником. Его жена — добрая домохозяйка. Дочь хочет сделать
карьеру. А он все повторяет: “Что я сделал не так, что мои дети пошли не по
тому пути?”
Есть народы, где семья, владеющая участком земли, скажем, тысячу лет,
все еще продолжает обрабатывать его, хотя он уже не в состоянии прокормить их
всех.
Зейг: Эти культурные отличия весьма стойки, они вошли в плоть и кровь.
Эриксон: Настолько вошли, что приходится прибегать к окольным путям,
чтобы предостеречь ребенка от естественной поведенческой реакции.
Зейг: Можно это как-то связать с нашей видеозаписью?
Эриксон: Возьмем Розу. У нее свое особое представление об отношениях
мужчины и женщины.
Зейг: Потому что она итальянка?
Эриксон: Совершенно верно.
В Милуоки живет один мой хороший приятель. Он успешно практикует там
как психотерапевт. Приходит к нему пациент с нервным срывом, итальянец по
происхождению, и рассказывает: “Я приехал сюда с родины вместе с женой. Она
целыми днями только и делает, что сплетничает с соседками. Я прихожу с работы,
сам готовлю себе еду, сам занимаюсь стиркой. Вся работа по дому на мне”. Мой
приятель спрашивает: “Вы родом из каких краев Италии?” Он ответил: оттуда-то.
“А ваша жена откуда родом?” Он назвал другое место. Тогда мой друг объяснил
ему: “Вы выросли в тех краях Италии, где принято, чтобы мужчины относились к
своим женам с добротой. А ваша жена родом из мест, где любящий муж выражает
свои чувства тем, что исправно поколачивает свою половину. Когда вы придете
домой и не обнаружите никаких признаков обеда, всыпьте своей жене как следует и
добавьте на словах: “Чтобы к моему приходу обед был на столе”. Результат
превзошел ожидания, а все потому, что муж проявил любовь, ведь в ней с детства
было заложено: бьет — значит любит.
Индивидуальность Розы проявляется в том, что она держится с мужчинами
независимо, словно бросая им вызов — докажите, что вы сильнее. Вот и следует
доказывать.
Зейг: Кажется, Карл Витакер сказал, что любое лечение начинается с
борьбы. И терапевт должен быть готов к этой борьбе, иначе не получится никакой
психотерапии. Каждый пациент приходит и начинает испытывать тебя на прочность.
Эриксон: Он хочет выяснить, есть ли у тебя достаточно сил, чтобы помочь
ему, а это подразумевает борьбу. Или ты мягкий и покладистый, как хотелось бы,
или, напротив, сильный и напористый, что и требуется?
Один молодой доктор, грек по национальности, был, кажется, трижды женат.
И каждый раз его выбор падал на американку. Он был родом из тех мест в Греции,
где были сильны матриархальные устои. Каждую новую попытку создать семью его
мать сопровождала напутствием: “Вот поживешь с ней несколько месяцев, а потом я
тебя с ней разведу, и ты сможешь посвататься к другой девушке”. Об этом я узнал
от самого доктора. Я выслушал и его мать, которая мне поведала каким, по ее
представлениям, должен быть настоящий жених. В свадебное путешествие он должен
отправиться со своей мамочкой, а невеста пусть сидит дома. И вообще, она должна
быть рабыней матери мужа. Приблизительно представляя, каковы будут последствия
моих слов, я все же твердо заявил, что ее сын — американец и имеет право
жениться на ком хочет. А поскольку мамаша проживает в Америке, то не имеет
права превращать жену сына в свою рабыню. Сын слушал, вытаращив глаза, а мамаша
разразилась потоком греческих слов. Сын был потрясен. Он даже не догадывался,
что его мамаша знает подобные выражения.
У меня на приеме была одна девушка, родом из Испании, из мест, где,
наоборот, преобладал патриархат. Там невеста отправлялась в свадебное
|
|