|
его эмоции вызваны тем, что он без конца поправлял мои неверные слова и
неправильное произношение. В конце концов, он обнаружил, что соглашается с
моими доводами. Но он не собирался соглашаться, он намеревался разбить мои
доводы в пух и прах.
Эриксон: (Роза моргает.) Ей все труднее открывать глаза. (Роза
закрывает глаза, затем, прикусив губу, открывает их. Пауза. Салли закрывает
глаза.)
Эриксон: Зря она сопротивляется.
Зейг: Я показал кое-кому эту пленку, так они даже расстроились, что ты
так сильно давишь на Розу. Хотя в самом начале можно было заметить кое-какие
признаки, на несловесном уровне, указывающие на ее готовность к сотрудничеству.
Она закрывает и открывает глаза.
Эриксон: Я понимаю, почему они расстроились. Не умея отождествить себя
с Розой, они предпочли бы отступиться. Но Роза не хочет от меня отступаться.
Зейг: Нет, не хочет.
Эриксон: Она надеется на победу, но для нее неясно, чья это будет
победа — моя или ее. Ей хочется, чтобы кто-то победил, но ей пока не позволено
сказать: “Я хочу победить”. Вот почему у нее закрываются глаза и она шевельнула
рукой. Она все время смотрит на меня. Она надеется на успех, но это
неопределенный успех. Но я-то знаю, что это мой успех. Но она намерена
упираться до победного конца.
Эриксон: Видишь, как она старается пересилить меня, но проигрывает.
(Пауза.) Она даже не осознает, как она близка к трансу. (К Розе.) Ну, закрой
теперь глаза.
Эриксон: Вот еще что следует запомнить. Пациент приходит к вам за
помощью. Он может сопротивляться этой помощи, в то же время отчаянно надеясь на
вашу победу. Роза пришла на семинар за информацией, но понимает, что может
получить ее только через мою победу. Она мечется, как в ловушке, между желанием
победить и еще более сильным желанием учиться.
Зейг: Да. И это очень хорошо, что тебя не оставляет охота продолжать
эту борьбу. В этом есть трогательная доброта. На предложенных тобой условиях,
она, хотя и проиграет, в конечном итоге победит.
Эриксон: Совершенно верно.
Зейг: Вот сейчас ты косвенно комментируешь, например: “Она старается
пересилить меня, но проигрывает”. Ей все труднее открывать глаза”. Но вот ты
прямо смотришь на нее и говоришь, обращаясь непосредственно к ней: “Ну, закрой
теперь глаза, и пусть они остаются закрытыми”, — хотя ты знаешь, что она не
собирается сразу же закрыть глаза. Ты даешь ей еще один шанс...
Эриксон: Самой выбрать время. Закрыть или не закрыть глаза — она не это
выбирает. Для нее важен выбор времени. Я могу позволить себе и подождать.
Зейг: Да. Кроме того, у нее могут сейчас возникнуть опасения
относительно твоей победы — вдруг ты проиграешь. А это в итоге может
подтолкнуть ее на твою сторону.
Эриксон: Угу.
Эриксон: И пусть они остаются закрытыми. (Роза с трудом продолжает
моргать.) Ну хорошо, я подожду... (Опять моргает.) Но ты их закроешь. (Моргает.
) Когда глаза закроются в следующий раз, не открывай их. (Пауза. Роза закрывает
глаза и опять открывает, еще раз закрывает и снова открывает.) Ты уже и сама
понимаешь, что глаза у тебя закроются. Ты сопротивляешься и не понимаешь,
почему я выбрал тебя. (Роза дважды открывает и закрывает глаза.) Вот так.
(Закрывает глаза и больше не открывает.) Очень хорошо.
Зейг: Больше она их не открывает.
Эриксон: “Вот так”. (Тихо.) “Очень хорошо”.
Зейг: Понимаю, ты произносишь эти слова утешающим тоном.
Зейг: Все это время ее глаза прикованы к тебе. Не думаю, что она может
реагировать на происходящее в пределах ее периферического зрения. Она не
отрывает от тебя глаз.
Эриксон: Я утешаю не тоном победителя.
Зейг: Понимаю. Ты хочешь ее успокоить.
Эриксон: Если бы я сказал “закроются” победным тоном, она бы открыла
глаза.
Зейг: Да.
Эриксон: Я произнес эти слова успокаивающе.
Зейг: Так что, в конечном счете, выигрывает все-таки она.
Эриксон: Она выигрывает покой. Она достигает абсолютно новой цели —
покоя.
Зейг: Да, можно с полным правом сказать, что перед нами один из тех
случаев, когда выигрывает Эриксон, но приз получает пациент. Кстати, она
окончательно закрывает глаза, когда ты произносишь: “Ты не понимаешь, почему я
выбрал тебя”. Похоже, это в какой-то мере разрядило напряжение. Почему?
Эриксон: “Ты не понимаешь, почему я выбрал тебя?” Вопрос как бы
рассеивает ее сопротивление “по площади”.
Зейг: То есть у нее возникает множество ассоциаций, когда она пытается
объяснить себе, почему ты выбрал ее.
Эриксон: И ни одной правильной.
Зейг: Так почему же ты выбрал ее?
Эриксон: Чтобы ослабить ее сопротивление, которое я извлек из глубины и
рассеял по поверхности, так сказать.
Зейг: Блестящий ход в работе с сопротивлением! Ты рассеял его таким
тонким слоем...
|
|