|
знаешь, что это такое?” — спросил хозяин. “Да, — ответил я, — бивень нарвала”.
“Господи, откуда ты знаешь? — удивился доктор. — У меня эта вещь еще от деда, и
до сих пор никто не смог угадать, что это такое”.
Рисунок нарвала и его бивня я видел в словаре. К концу третьего класса
я от корки до корки прочел полный толковый словарь и приобрел неимоверный запас
слов и их подробных значений.
Зейг: Замечательно. Итак, в своем последнем обращении к ней ты
упоминаешь, если прибегнуть к психоаналитической терминологии, функции
Супер-Эго — родителей и учителей, Ид — ветер и дождь, причем соблюдая
естественную последовательность. Ты движешься сверху вниз с определенной
всеохватывающей целью. Но ты достиг даже большего эффекта, чем охват всех и вся.
Мне приходилось слышать твою фразу относительно того, что твой голос может
изменяться, но добавления насчет ветра и дождя я ни разу не слышал.
Эриксон: Я часто это говорю. Что тебе в детстве напоминал ветер?
Зейг: Даже не знаю. Свист.
Эриксон (медленно и размеренно стучит по столу.): Тут сразу понятно,
что это стук по столу. Ветер тоже издает звук, но откуда он, не видно.
Удивительная вещь — звук ветра.
Зейг: Он здесь и в то же время его как бы нет здесь.
Эриксон: Он здесь, но он прилетает из “ниоткуда”, но он здесь.
Зейг: Значит, у нее могла возникнуть подобная ассоциация в отношении
твоего голоса.
Эриксон: Да. А капли дождя. Слышно, как они падают на листья дерева,
под которым ты стоишь. Звук дождя исходит от кроны дерева, от крыши, отовсюду.
И ты умеешь определять разницу в звуке капель, потому что в детстве все это
ужасно занимательно.
Зейг: Приходит ниоткуда и заполняет все вокруг.
Эриксон: Период детства — это постоянное изумление. Понаблюдай, как
двухлетний малыш прислушивается к ветру — у него на мордашке неописуемое
изумление. В его представлении звук может исходить только от предмета. А тут
звук есть, а предмета нет.
Зейг: Ты не можешь поподробнее остановиться на последовательности от
родителей, учителей, подруг, вплоть до ветра и дождя?
Эриксон: Это делается с целью предельного охвата, с опорой на
эмоциональные ассоциации с родителями, учителями. Все это связано с
последовательным движением все дальше вниз.
Зейг: К более примитивным или первичным эмоциям.
Эриксон: Да, и это первичное чувство проявится в объекте гипноза.
Зейг: Хорошо. Ты прервал цепочку предлагаемых вероятностей типа
“Возможно, сейчас каникулы”. Пусть она сама выбирает любую из внутренних
ассоциаций, присущих маленькой девочке. Ты меняешь тему и внушаешь, что твой
голос будет следовать за ней повсюду. Далее ты намерен вернуться к характерным
для маленькой девочки ассоциациям, чтобы она могла сделать свой выбор. Поэтому
так выразительно звучит фраза: “Мой голос повсюду будет следовать за тобой”.
Эриксон: Угу.
Эриксон: Возможно, ты собираешь цветы в саду. А когда ты станешь совсем
взрослой девушкой, много людей повстречается на твоем пути и ты с радостью
будешь расказывать им о той поре, когда ты была маленькой девочкой. И чем тебе
удобнее и приятнее, тем сильнее будет у тебя ощущение того, что ты маленькая
девочка, потому что ты и есть маленькая девочка.
Эриксон: Повторяя “ты маленькая девочка”, я с каждым разом все ниже
опускаю голову.
Зейг: Ты снова усиливаешь внушение, смещая звук голоса.
Эриксон (оживленным голосом): “Много людей повстречаются на твоем пути”.
Зейг: Когда вырастешь. Таким образом, ты внушаешь...
Эриксон: Что ей предстоит стать взрослой и тогда она встретит много
людей.
Зейг: И ты это внушаешь, меняя модуляцию голоса. Помимо этого,
произнося “А когда...”, ты выпрямляешься в кресле, а это ассоциируется с
сознательным бодрствующим состоянием, и ты снова интонационно усиливаешь
внушение.
Эриксон: Угу.
Эриксон: Не знаю, где ты живешь, но, кажется, ты любишь бегать босиком.
Ты любишь сидеть на краю бассейна и болтать ногами в воде, жалея, что не умеешь
плавать. (Салли слегка улыбается.) Хочешь свою любимую конфетку? (Салли
улыбается и утвердительно кивает.) Вот, возьми, ты чувствуешь сейчас ее вкус во
рту, и она тебе нравится. (Э. дотрагивается до ее руки, как будто дает что-то.
Длинная пауза. Э. сидит, откинувшись на спинку кресла.)
Зейг: Просто замечательно. Ты делаешь несколько предложений на выбор.
“Кажется, ты любишь бегать босиком. Ты любишь сидеть на краю бассейна... жалея,
что не умеешь плавать”. А затем следует это предложение: “Хочешь свою любимую
конфетку?”
Что обычно внушают маленьким девочкам в связи с конфеткой? Что у
незнакомых людей конфеты брать нельзя. А ты спрашиваешь, не хочет ли она
конфетку, и она отвечает: “Да”. Значит, она больше не считает тебя незнакомцем.
Э. Угу.
Зейг: Предлагая ей конфету, ты именно этот подтекст имел в виду?
Эриксон: Да. Тут вот еще что. Малыши любят конфеты. Я должен был
убедиться в устойчивости гипнотического перемещения в детство. Болтать ногами в
|
|