Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: НЛП и DHE :: Милтон Эриксон :: Милтон Эриксон - Стратегия психотерапии.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 193
 <<-
 
испытуемая оказалась в первоначальном состоянии душевного смятения, которое 
было прервано быстрым развитием глубокого транса. О том, что происходило с ней 
в течение часа, она совершенно не помнила, это подтвердилось ее словами: “Вы 
меня совсем сбили с толку и я не знаю, что делать. Ну, вот я села, а что вы 
хотите, чтобы я сделала рукой?” На это последовал ответ: “Хотите испытать на 
себе гипноз?” Она сказала: “Не знаю. Я не уверена. Я даже не знаю, можно ли 
меня загипнотизировать. Я думаю, что это возможно. Если вы этого хотите, я не 
возражаю”. Она не понимала, что уже побывала в состоянии транса и что прошел 
целый час. Эта амнезия устойчиво сохранялась.
Испытуемую спросили, что она имеет в виду, говоря, что ее сбили с толку. “Ну, 
когда я пришла сюда, вы предложили мне сесть на этот стул. А потом стали 
дергать его то туда, то сюда. Потом вы взяли меня за локоть, и не успела я 
понять, чего вы от меня хотите, стали двигать моей рукой, и я, конечно, сбита с 
толку. Так что от меня требуется?”
Из этих слов испытуемой со всей очевидностью проступает смысл метода путаницы, 
независимо от того, на чем он строится: на прямых внушениях, с помощью которых 
от испытуемого добиваются равнонаправленных и противоречивых реакций, или, как 
в этом случае, на использовании разных аспектов реальной обстановки. Смысл в 
том, что человек испытывает острую и настоятельную потребность внести ясность в 
запутанные обстоятельства. Поэтому предложение погрузиться в состояние транса, 
как нечто ясное и определенное, принимается с готовностью и действует 
соответственно. В нашем случае девушка сразу получила указания: “Садитесь!”, 
“Закройте глаза”, “Спите крепко”. Эти указания наводили порядок в той путанице, 
которая на нее обрушилась.
В этом случае (как и во многих других случаях, когда прибегают к подобным 
методам) реальные обстоятельства использовались таким образом, что испытуемая 
не могла решить для себя, какой ответ от нее требуется. Это состояние породило 
все возрастающую потребность как-то отреагировать. По мере усиления этого 
желания ей предоставляли возможность адекватно отреагировать на возникшую 
ситуацию. Таким образом, в этом методе индукции учитывался характер всей 
ситуации в целом.
Итак, мы привели целый ряд самых различных частных методов наведения транса и 
проиллюстрировали их применение экспериментальными и клиническими случаями. 
Главной особенностью этих методов является то, что собственные установки 
испытуемого, его чувства, характер, его мышление и поведение, а также 
противоречивые обстоятельства реальной обстановки рассматриваются как 
существенные элементы техники индукции (этим они отличаются от обычно 
практикуемых методов, с помощью которых испытуемому внушают определенную форму 
поведения, выбранную гипнотерапевтом). Эти методы имеют самое общее применение 
и в то же время показывают, что гипноз может быть применен в различных 
стрессовых ситуациях и к тем пациентам, которые, на первый взгляд, не поддаются 
ему. Эти методы иллюстрируют также некоторые фундаментальные психологические 
принципы, лежащие в основе наведения и течения транса.
Исторические заметки о левитации руки и других идеомоторных методах.
American Journal Clinical Hypnosis, 1961, № 3, pp. 196—199.
Весной 1923 года в университете штата Висконсин ассистент профессора психологии,
 доктор философии Кларк Л. Гулл опубликовал интересную экспериментальную работу 
о гипнозе. Мне было предложено продолжить свои опыты и исследования летом, а 
потом сообщить о них на семинаре аспирантов, который проводится факультетом 
психологии.
Все это было выполнено, и в сентябре 1923 года в университете начался первый 
запланированный курс по гипнозу для аспирантов. Этот семинар был посвящен 
систематическому исследованию и обсуждению летних экспериментальных опытов, а 
находки и открытия сообщались и демонстрировались перед группой слушателей. 
Кроме того, была представлена дополнительная работа, начатая и выполненная 
Кларком Л. Гуллом в течение академического года.
Летом 1923 года, кроме всего прочего, я заинтересовался автоматическим письмом, 
которое получал от пациентов сначала в состоянии транса, а потом путем 
постгипнотического внушения. Это дало возможность использовать внушения, 
побуждающие к автоматическому письму как косвенному методу индукции транса, в 
работе с неискушенными пациентами. Хотя и достаточно эффективный в целом, во 
многих случаях этот метод оказался слишком медленным и трудоемким для индукции. 
Он был изменен так, что пациенту внушалось: вместо письма кончик карандаша 
будет просто двигаться вверх и вниз или вправо и влево по листу бумаги. 
Вертикальные или горизонтальные линии, закрепленные таким образом, оказались 
потом замечательным методом обучения автоматическому письму трудных пациентов.
Сразу же выяснилось, что карандаш и бумага были лишними и что основное значение 
имела идеомоторная деятельность. Тогда автор, используя в качестве объекта свою 
младшую сестру Берту, вызвал у нее сомнамбулическое состояние транса путем 
простого метода поднятия руки. После было придумано много вариантов этого 
первоначального метода, пока не стало очевидным, что эффективность многих 
предположительно различных методов индукции состояния транса связано в основном 
с использованием идеомоторной активности, а не с вариациями технических приемов 
наведения транса, как иногда наивно считают специалисты. Возможно, из всех 
вариантов идеомоторных методов индукции, которые были изобретены психологами, 
наиболее полезными являются простое поднятие руки, дающее визуальный эффект 
присутствия, и немного более сложное ритмическое движение руки, в котором 
визуальное участие и участие памяти часто ведут к идеосенсорной реакции с 
аудиальной галлюцинацией музыки и к развитию сомнамбулического состояния транса.

 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 193
 <<-