|
или без них, помочь пациенту войти в соприкосновение со своими собственными
неиспользованными знаниями, то этот пациент скорее всего сможет включить эти
забытые навыки в структуру своего поведения, которое может стать более
конструктивным и укрепляющим его личность.
Чем же тогда этот процесс отличается от "промывания мозгов"? Вероятно, основное
отличие заключается в том, что без внешнего подкрепления эффект "промывания
мозгов" оказывается временным и постепенно исчезает. Например, во время
корейской войны многие попавшие в плен американцы, подвергавшиеся
идеологической обработке, были настроены антиамерикански. Тысячи пленных готовы
были скорее остаться в коммунистическом Китае, чем возвращаться домой. Тем не
менее, после репатриации большинство из них, если не все, похоже, вернулись к
своим прежним взглядам.
Воздействия Эриксона гораздо вернее приводили к таким изменениям, которые
воспроизводят и поддерживают сами себя и приводят к дальнейшим изменениям. Это
происходило, вероятно, потому, что изменения были направлены на внутренний рост
и самораскрытие. Конечно, они были наиболее эффективны и устойчивы в культуре,
основные ценности которой поддерживали философию Эриксона, утверждавшую
важность человеческой индивидуальности, возможность улучшения человеком себя и
уникальность путей развития для каждого из нас.
Внутрипсихические изменения.
Как уже говорилось, на бессознательное можно повлиять с помощью позитивной
информации. Общение с оптимистичным и помогающим в развитии психотерапевтом,
таким как Эриксон, уже само по себе является позитивным воздействием. Вдобавок
"обучающие истории" усиливают, дополняют и направляют это позитивное
воздействие. Рассказывая истории, Эриксон дает новую информацию, вызывает новые
чувства и подталкивает к новому опыту. Пациент, который годами не мог вырваться
из сетей зажатого комплексом вины взгляда на жизнь, с помощью историй получает
награду в виде терпимой и жизнеутверждающей философии Эриксона. Коммуникация
идет на разных уровнях, включая бессознательное. Эти взгляды могут быть
переданы пациенту как в бодрствующем состоянии, так и в гипнотическом. И тогда
он может обнаружить, что ему необязательно целиком полагаться на раз и навсегда
установленный круг мыслей. Он не обязан оставаться пленником своей ограниченной
философии и ограниченных психологических установок. Отчасти при посредстве этих
историй он начинает осознавать, что есть новые возможности, которые он волен
принять или отвергнуть как на сознательном, так и на бессознательном уровне.
Иногда пациенты отождествляли себя с персонажами историй или с самим Эриксоном
- мудрым и умелым человеком, успешно решающим возникающие проблемы. Тогда у
пациента может появиться чувство достигнутого совершенства, которое дает ему
возможность подходить к решению ситуаций с большим чувством уверенности. Это
можно проиллюстрировать на примере решения сексуальных проблем, таких как
преждевременная эякуляция. Если пациент, находясь в гипнотическом трансе смог
испытать самоощущение, возникающее при наслаждении удачным половым актом, то
это означает, что психотерапевту удалось прибавить к его воспоминаниям чувство
успеха и ожидание дальнейшего успеха.
Конечно, не все обучающие истории Эриксона и тем более не все их части имеют
целью вложить в бессознательное такое позитивное отношение. Некоторые из них
направлены на то, чтобы вызвать и довести до сознания чувство безрадостной
усталости, обреченности, чувство, что ты неприятен для других или чувство
потери аутентичности. И тогда слушатель должен обратиться к резервам своего
бессознательного, чтобы справиться с ситуацией. Или он может найти
эмоциональную и интеллектуальную поддержку в одном из других рассказов Эриксона.
Одна-единственная вспомнившаяся фраза из какого-либо рассказа Эриксона может
изменить ваши чувства на весь день. Однажды это произошло со мной, когда я шел
вдоль луга. "Знаешь ли ты, что каждая травинка имеет свой собственный оттенок
зеленого", вдруг пронеслось в моей голове, и я присмотрелся к траве поближе.
Это было действительно так! Оставшуюся часть дня мои глаза были более
внимательны, чем обычно.
При поверхностном рассмотрении кажется, что многие рассказы Эриксона содержат
человеческое взаимодействие и даже манипуляцию людьми друг другом. Можно было
бы подумать, что он учит людей манипулировать друг другом. Цель историй совсем
другая, и их воздействие проявляется в основном во внутренних изменениях.
Многие, кто слышал эти истории, обнаруживали, что могут действовать более
свободно и творчески. Очевидно, что это является результатом некоторых
внутрипсихических изменений. Мы можем лучше понять эти перемены, если посмотрим
на эти истории и их персонажей как на символы внутренних психических структур.
Например, родители в историях могут представлять направляющие силы, источники
любви и поддержки или источники иррационального руководства. Но чаще они
символизируют источники иррациональной принуждающей силы. Ребенок из рассказа
может представлять ребенка в нас самих - неопытного, желающего научиться, но не
знающего как, спонтанного, но еще невежественного, с ограниченным набором
поведенческих реакций. Если читатель отождествляет себя с ребенком, то он будет
обнадежен, когда услышит, как ребенок преодолевает препятствия на пути к
развитию и свободе.
Некоторые Внутрипсихические изменения могут произойти в результате процесса
"развоплощения родительских структур". Эриксон использовал эту концепцию в
более широком смысле, чем Джеки Ли Шифф в своей книге "Лечение психозов с
помощью транзактного анализа". Эриксон воспользовался этим термином для своего
метода замены прежних родительских указаний новыми идеями, которые он внушал с
помощью постгипнотической суггестии. Механизм этой постгипнотической суггестии
|
|