Druzya.org
Возьмемся за руки, Друзья...
 
 
Наши Друзья

Александр Градский
Мемориальный сайт Дольфи. 
				  Светлой памяти детей,
				  погибших  1 июня 2001 года, 
				  а также всем жертвам теракта возле 
				 Тель-Авивского Дельфинариума посвящается...

 
liveinternet.ru: показано количество просмотров и посетителей

Библиотека :: НЛП и DHE :: Милтон Эриксон :: Милтон Эриксон - Мой голос останется с вами.
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-
 
полностью изменили мое общение с пациентами. Я принимаю много пациентов, но 
вижусь с ними меньше. Я стал принимать больше пациентов, но теперь могу уделить 
им меньше времени".
Я ответил вопросом: "А это является результатом того, что...?"
Мой респондент писал мне: "Они приходят сюда, и я рассказываю им истории. После 
чего они уходят домой и меняют способ своих действий".
Очевидно, что то, что "они приходят сюда и слушают, как я рассказываю им 
истории", предполагает ожидания и общение на разных уровнях. Например, каждый, 
кому довелось общаться с Эриксоном, хотел испытать на себе различные уровни 
гипнотического транса. Имея позитивные ожидания и находясь в состоянии транса, 
мы в наибольшей степени открыты для воздействия и понимания смысла 
Эриксоновских историй. Эриксон считал, что если слушатель "забывает" историю - 
просто не помнит ее - то эффект рассказа может быть даже сильнее.
"Рассказывая истории", Эриксон, конечно, следовал древней традиции. С 
незапамятных времен истории и притчи служили способом передачи культурных 
ценностей, этики и морали. Даже самую горькую пилюлю можно легко проглотить, 
если она покрыта сладкой оболочкой. Прямое моральное поучение можно отбросить, 
но руководство и наставления, облеченные в форму интересно рассказанной, 
интригующей и приятной истории, воспринимаются легко. С этой точки зрения 
истории Эриксона являются примером использования многих эффективных приемов 
устной передачи, таких как юмор и включение в рассказ интересной познавательной 
информации в виде малоизвестных фактов из области медицины, психологии и 
антропологии. Психотерапевтические внушения включены в истории, содержание 
которых далеко как от забот пациентов, так и от открытых целей терапевта.
Транс, согласно Эриксону, является тем состоянием, которое облегчает обучение и 
делает открытость и готовность принять изменения наиболее вероятными. Речь идет 
не о внушенном дремотном состоянии. Терапевт не "погружает" своих пациентов, 
они не теряют самоконтроля и ими не руководит воля другого человека. Фактически,
 транс - это естественное состояние, которое испытывал каждый. Самое знакомое 
состояние такого рода имеет место тогда, когда мы погружаемся в мечты; другие 
формы транса могут иметь место во время медитации, молитвы или когда мы 
выполняем однообразные физические упражнения, которые иногда называют 
"медитацией в движении". В таких случаях человек осознает, что внутренние 
состояния и ощущения воспринимаются более ярко, чем внешние стимулы, такие как 
звуки и движения, которым предается меньшее значение.
В трансах пациенты начинают часто интуитивно понимать смысл и значение 
сновидений, символов и других форм выражения бессознательного. В этом состоянии 
они больше способны на то, что Эриксон называл "бессознательным обучением", их 
меньше беспокоят собственные мысли и бытовые мелочи. Внушения гипнотерапевта 
воспринимаются менее критично, но все же если эти внушения идут вразрез с 
ценностными ориентациями пациента, то либо их усвоение будет частичным, либо 
они будут отвергнуты вовсе. Амнезия может сохраняться либо в течение всего 
транса, либо какую-то часть времени, но она ни в коем случае не является 
главной составляющей транса.
Помогая пациенту войти в транс, терапевт захватывает его внимание и направляет 
его внутрь, побуждая пациента к внутреннему поиску и к гипнотической реакции. 
Гипнотическая реакция, связанная как с потребностями и ожиданиями пациента, так 
и с направлением работы терапевта, возникает на основе имеющегося у пациента 
"большого опыта обучения". Для того, чтобы вызвать эту реакцию, терапевтические 
внушения могут быть косвенными, включенными в содержание обычной беседы или 
интересного рассказа. Несколько более специфические полезные приемы описаны в 
книге Эриксона и Эрнста Росой "Гипнотерапия".
Психотерапевт внимательно следит за едва уловимыми изменениями, отражающими 
уровень внимания пациента и его готовность реагировать. К этим изменениям 
относятся обеднение мимики, неподвижность взгляда, прекращение мигания глазами 
и почти полная неподвижность. Когда имеется эта совокупность признаков, то 
терапевт может быть уверен, что его пациент впал в состояние легкого транса. Он 
может тогда дать ему внушение или просто сказать что - ни будь вроде: "Вот оно. 
Оставайтесь в этом состоянии", зная, что пациент в это время скорее всего имеет 
дело с содержанием своего бессознательного.
Как видно на примере сказок, библейских притч и народных мифов, структура 
рассказов часто архитипична. И как народные мифы, многие рассказы включают в 
себя тему поиска. Выполнение заданий Эриксона могло и не предполагать 
героических подвигов, подобных плаванию за Золотым Руном, но субъективная драма 
и чувство внутреннего свершения отнюдь не становятся от этого меньше. Во многих 
его историях, особенно тех, в которых он рассказывает о своей семье, есть 
что-то специфически американское. Поэтому Эриксона и называли Американским 
народным героем. И все же удивительно, каким образом рассказ, даже если его 
слушать в гипнотическом трансе, может помочь пациенту или студенту, изучающему 
психологию. Результат воздействия во многом напоминает ту "ауру 
просветленности", с которой вы выходите из кинотеатра, посмотрев хороший фильм. 
В кино многие из нас испытывают измененные состояния сознания. Мы отождествляем 
себя с одним или несколькими персонажами и покидаем зал, испытав на себе 
воздействие "преображающего транса". Однако это чувство длится недолго - самое 
большее десять - пятнадцать минут. Напротив, люди, побывавшие у Эриксона, 
ловили себя на том, что возвращались к его рассказам через многие годы. 
Изменения, происшедшие в их поведении и системе отношений, были устойчивы.
Эриксон объяснял устойчивость этих изменений тем, что они происходили под 
воздействием "гипноза", который он определял как "пробуждение и использование 
способности к неосознаваемому научению". Если терапевт может, с помощью историй 
 
<<-[Весь Текст]
Страница: из 77
 <<-