|
они говорили мне, что я слишком сопротивляюсь гипнозу, но они сказали также,
что вы сможете мне помочь. Правда, сначала я пошла к двум другим врачам, потому
что они живут недалеко от моего города. Я вообще не хотела ехать к вам в Феникс,
но даже мой домашний врач сказал мне, что сеанс гипноза мог бы помочь мне
преодолеть сопротивление лечению". Робкое, неуверенное поведение и голос
пациентки, ее решительная походка, жесткая прямая поза, ее явное преувеличение
числа часов, напрасно потраченных на попытку индуцировать у нее состояние
транса, ее нежелание ехать в Феникс, ее поездка к двум другим докторам, хотя
трое прежних рекомендовали ей обратиться к автору, дали повод предположить, что
она:
1) будет сопротивляться гипнозу;
2) смущена своей амбивалентностью;
3) к ней нельзя подходить с обычными методами индукции;
4) конечно, желает вылечиться;
5) попытается вовлечь автора в спор, вместо того чтобы начать лечение.
Соответственно, автор довольно бесцеремонно, даже грубо, сказал ей: "Давайте
выясним все с самого начала. Три врача (все трое -- хорошие специалисты, такие
же как и я) много работали с вами. Они нашли, что вы слишком сопротивляетесь
гипнозу, что и я найду тоже. Поэтому давайте будем понимать это с самого начала.
-- Затем явно с другой интонацией и темпом речи автор произнес предложение,
состоящее из двух частей: -- Я не смогу загипнотизировать вас, только вашу
руку".
В явном замешательстве она сказала: "Не можете загипнотизировать меня, только
мою руку -- я не понимаю, что вы имеете в виду".
Автор снова, медленно и явно подчеркивая слова, произнес: "Это именно то, что я
имею в виду. Я не могу гипнотизировать вас -- потом мягким тихим голосом быстро,
как будто это было одним сломом, добавил: -- только вашу руку, смотрите".
Когда автор говорил слово "смотрите", он осторожно "поднял" ее левую руку,
легким прикосновением пальцев придав ей движение вверх, а потом осторожно убрал
свои пальцы, оставив руку пациентки в каталептическом состоянии, висящей в
воздухе. Поскольку она следила за тем, как поднимается вверх ее рука, автор,
вздохнув, мягко сказал: "Просто закройте глаза, глубоко вдохните, крепко,
глубоко засыпайте, и когда вы это сделаете, ваша левая рука медленно опустится
на бедро и останется там, пока вы крепко и спокойно спите до того момента,
когда я скажу вам проснуться".
Через пять минут после того как она вошла в кабинет, женщина оказалась в
глубоком и, как выяснилось потом, сомнамбулическом трансе. Что же случилось?
Она отчаянно хотела вылечиться, проехала длинное расстояние, чтобы найти
лечение; она пришла, явно настроившись против обычных, традиционных, ритуальных
и других методов, которые наблюдала, слышала и понимала. Согласившись и
примирившись, она вдруг слышит, как ей четко и понятно говорят: "Я не могу
гипнотизировать вас", а потом добавляют тихо, осторожно и быстро, пока она еще
находится в доверчивом настроении, непонятные три слова как бы на одном
дыхании: "Только вашу руку".
Таким образом, то самое, что она пришла доказывать, уже подтверждено, вопрос
закрыт. Мы были в полном согласии, ее цель убедить автора в том, что ее нельзя
загипнотизировать, была уже выполнена, ее противодействие гипнозу стало
ненужным, бесполезным. Но эти три непонятные слова: "только вашу руку" --
поставили перед ней вопрос, который смутил ее: "А что это значит?". Тем самым
она была буквально вынуждена просить какого-то объяснения. Автор с обдуманной
интонацией дал подтверждение, и в то время как ее разум был еще восприимчив,
быстро добавил еще четыре слова, четвертым была команда: "Смотрите!". С раннего
детства мы учимся интерпретировать некоторые тактильные стимулы в значении
"двигайся", и пациентка так же автоматически отреагировала на такое тактильное
стимулирование. Этого она не могла понять, у нее не было противодействия этому,
и она увидела свою руку, поведение которой также не могла понять. Да ей и не
дали такой возможности. Выявление гипнотической реакции руки легко привело к
другой: к каталепсии, расширению зрачков, а потом был использован набор
всесторонних внушений, чтобы закрепить глубокий транс и сохранить его.
К этой пациентке применили гипнотерапию и психотерапию и феноменально быстро
достигли успеха по той простой причине, что ей не дали поставить свое
сопротивление между собой и лечением, и она оказалась в ситуации, объективно
подавляющей это сопротивление. Это началось почти сразу же, как автор заявил:
"Теперь мы можем перейти к лечению, не тратя времени на вопрос, ответа на
который ни я, ни вы не знали, но на который вы так легко нашли правильный ответ,
а именно, что вы сможете создать глубокое состояние транса и поддержать его, и
теперь вам не нужно сопротивляться".
Заключение
Из вышеприведенного описания и примеров можно заключить, что метод путаницы
представляет собой использование игры слов или сообщений одинакового сорта,
которое постепенно вводит путаницу в тот вопрос, что рассматривается пациентом
и врачом, и ведет к запрещению обычных ответов, реакций и, следовательно, к
нарастанию необходимости дать ответ. Это напоминает детские словесные игры: "Я
здесь, а тебя здесь нет, и Нью-Йорк не здесь, поэтому ты, должно быть, в
Нью-Йорке, поскольку ты там, а не здесь, и Нью-Йорк -- там, а не здесь".
Начав с этих элементарных понятий, автор модифицировал игру слов, добавив
кажущиеся противоречивыми или неуместными бессвязные замечания, каждое из
которых вне контекста является простым разумным утверждением, завершенным и
много значащим само по себе. В контексте такие выразительно сделанные сообщения
становятся мешаниной, казалось бы, достоверных и в какой-то степени связанных
|
|